ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
М.А. Абрамова1,2, В.В. Крашенинников3, Ю. Подгурецкий4
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет 3Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск krash@nspu.net 4Опольский университет Польши, Ополье, Польша marika24@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникационное пространство системы образования, коммуникативные навыки, тип семьи, уровень образования родителей, студенты
Страницы: 5-12 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье на основе подхода Н. Лумана актуализируется исследование факторов формирования коммуникационного пространства системы образования. Коммуникационное пространство рассматривается как целостное и системное образование, развернутое в динамическом процессе как связь состояний, а также имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития. Для изучения внутренней структуры этого социального феномена используется структурно-функциональный анализ и деятельностный подход, применяемый к исследованию общественных явлений. По результатам пилотажного опроса по методике Н. Збигнева и Ю. Подгурецкого были получены подтверждения существования взаимосвязи между типом семьи, уровнем образования родителей, наличием в семье братьев и сестер и уровнем развития коммуникативных навыков студентов, которые определялись на основе исследования следующих характеристик личности: легкость в установлении контактов, эмпатия, устойчивость к внешним раздражителям, умение перевоплощаться (гибкость в общении), чувствительность к оценке внешних характеристик собеседника и своих, эгоцентричность, открытость, простота общения. Все они нашли отражение в интервальной переменной, определившей уровень сформированности коммуникативных навыков индивида и качества осуществления коммуникативной деятельности в целом. Также была выявлена взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных навыков студентов и их профессиональным выбором. По результатам исследования сделан вывод о том, что выявленные зависимости могут служить основанием для корректировки методики обучения студентов исходя из детального анализа факторов, обусловивших их воспитание и образование до поступления в вуз.
|