Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.205.243.115
    [SESS_TIME] => 1711700243
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2d87bcadeb7a2ab3a9b2e46427394ecb
    [UNIQUE_KEY] => a9061e034579e7167cd2a784bf3e0644
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер

СТАРООБРЯДЦЫ И В«ЛИТОВСКИЕ» КНИГИ

Н.С. Гурьянова
Институт истории СО РАН, Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8
gurian@academ.org
Ключевые слова: Русская церковь, Киевская митрополия, раскол, XVIII в, старообрядчество, рукописи, печатные издания, «литовские» книги, Поморские ответы
Страницы: 16-19
Подраздел: СИБИРЬ И БЕЛОРУССИЯ: ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Аннотация

Противники церковной реформы, начатой патриархом Никоном, с целью доказать незаконность нововведений в обряд и богослужебную практику Русской церкви обратились к русским рукописям и изданиям Московского печатного двора. Постепенно начала формироваться система авторитетов старообрядчества, составленная из книг, которые были значимы и для оппонентов. В этот круг оказались включенными сборник «Кириллова книга» и «Книга о вере», изданные в Москве, но составленные из сочинений, написанных украинскими и белорусскими православными авторами в конце XVI - начале XVII в. Следующее поколение старообрядцев обратилось и к исходным текстам - изданиям типографий, находившихся на территории Литвы, Белоруссии и Украины, к так называемым «литовским» книгам. В них старообрядцы находили тексты, поддерживающие их позицию. В первой четверти XVIII в. эти книги оказались включенными в круг авторитетных. В статье рассмотрен один из способов, которым старообрядцы придавали значимость «литовским» книгам. В Поморских ответах большое количество аргументов составили ссылки на печатные издания православных типографий Киевской митрополии, которые выделены в особый раздел, озаглавленный как «белорусские» или «белороссийские» книги. Этот термин выговцы употребили, явно ориентируясь на указ 1620 г., в котором православное население родственной митрополии обозначено как «белорусцы». Патриарх Филарет призывал относиться к ним с большой осторожностью, поскольку условия жизни в инославном окружении способствовали некоторым отступлениям от истинной веры, а для старообрядцев в начале XVIII в. термин «белорусские» стал синонимом слов «православные», «правильные».