Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.236.214.123
    [SESS_TIME] => 1711620319
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => f8c2f87099cc2e1d77c705bae0e138d3
    [UNIQUE_KEY] => 6550bc98a4beda62c3737b8175ba63ea
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 3

Аксиологическая стратегия личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников

Е.Ю. Волчегорская
Челябинский государственный педагогический университет, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69
evgvolch@list.ru
Ключевые слова: аксиологический подход, личностно ориентированное эстетическое воспитание, интериоризация эстетических ценностей
Страницы: 128-138

Аннотация

Цель статьи - определить ценностное наполнение личностно ориентированного эстетического воспитания, теоретико-методологической стратегией которого выступает аксиологический подход. Исходя из понимания аксиологического подхода как аппарата, обеспечивающего изучение ценностной картины педагогического явления, личностно ориентированное эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на осознание, переживание широкого спектра объективных ценностей культуры как особых потребностей, делающий их субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями. Aксиологический подход подразумевает изучение эстетических ценностей через соотнесение их с другими ценностями на уровне эмоциональных реакций и личностной значимости. Интериоризация эстетических ценностей обеспечивает формирование эстетической воспитанности в процессе постоянной целенаправленной эстетической творческой деятельности. Опора на аксиологический подход позволила выстроить ряд ценностей: ценности «эстетического творчества» (создание творческого продукта, «воображаемых миров»; стремление найти неожиданные решения художественно-творческих задач и т. п.); ценности «эстетического переживания» (стремление к сопереживанию героям произведений искусства; чувствительность к явлениям окружающего мира; стремление к получению эстетических впечатлений и др.); ценности «эстетического отношения» (ценности добра, истины и красоты; стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми; ценности взаимопонимания, эмпатии в процессе эстетической творческой деятельности). Аксиологическая стратегия обусловила выделение основных этапов интериоризации эстетических ценностей в процессе личностно ориентированного эстетического воспитания: этап предъявления эстетических ценностей в виде понятий, норм, идеалов, предметов, явлений, произведений искусства, предполагающий свободу выбора эстетических ценностей, видов и способов эстетической творческой деятельности через создание специальных аксиологических ситуаций; этап усвоения эстетических ценностей без осознания их значимости; этап эмоционально-чувственного принятия эстетических ценностей путем эмоционального постижения эстетического объекта в процессе наблюдения за эмоциональными реакциями других людей и включения эстетической ценности в систему ценностных ориентаций; этап осознанного принятия эстетических ценностей через соотнесение ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей и их реализация в эстетической творческой деятельности и поведении. В статье рассматривается процесс интериоризации эстетических ценностей, который охватывает несколько широчайших личностных слоев (мотивационный, эмоциональный, рациональный, деятельностный и творческий), формируя при этом систему эталонов эстетических ценностей (привлекательных или отталкивающих, добрых или злых, красивых или безобразных), а также личностно значимые значения эстетических ценностей.