Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 100.26.140.179
    [SESS_TIME] => 1711633795
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 51d34b3d066871794f1b61ec97bdd3ff
    [UNIQUE_KEY] => ffc01de2c6e64e1dea154a3c3cee8fe0
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 5

РЕСЕНТИМЕНТ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Коженова
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13
CojenovaL@yandex.ru
Ключевые слова: власть, ресентимент, сопротивление, сравнение, немощь, злоба, лживость, мораль, иллюзорность
Страницы: 36-49
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

В статье анализируется явление ресентимента в современном социальном пространстве и системе образования как его составной части. Определяются психологические и историко-социальные причины и следствия ресентимента. Выделяются аспекты современной образовательной структуры, способствующие распространению ее в среде данного явления. Подчеркиваются условия, которые исключают факторы провоцирующие ресентимент. Определение ресентимента Ф. Ницше построено на метафоре противопоставления аристократической морали и морали ressentiment’a - своеобразной форме сопротивления психологическому дискомфорту, вызванному осознанием собственной слабости. По Ф. Ницше, явление ресентимента - это проявление «воли к власти» человека «низкого». Фактором, выводящим ресентимент на социальную орбиту, становится статусный экономический успех. В новоевропейском обществе он выступает как общественный идеал. По мнению М. Шелера, благоприятной становится среда для формирования ресентиментных настроений, если у каждого есть право сравнивать себя с каждым, формальная демократия обостряет ситуацию и ресентимент закрепляется как социальное явление. В классической современной системе образования наличествуют и внешний идеал для устремлений (успешный ученик), и конкуренция (плохой, хороший ученик), и равенство в правах. Возникает направление сознания, которым движет желание превзойти действительность как фазу. Таким образом, предметные цели предстают как «промежуточные пункты» на пути к «большезначимости». Такого рода устремленность значит больше, чем другие, становится устойчивой питательной средой для развития и утверждения ресентимента. В данном контексте в образовании главной целью становится оценка, а знания в лучшем случае - сопутствующей целью. Прогрессистскую грань ресентиментальной морали М. Шелер рассматривает как «переворот в вечном порядке материальной этики ценностей», Ф. Ницше называет «фальсификацией ценностных таблиц». Гештальт-подход предполагает, что ресентимента не возникнет, если не используются сравнения «плохой-хороший», «лучше-хуже». Очевидно, что только на собственной основе можно строить свое будущее, на чужой, может быть, более «основательной», его не построишь, также невозможно построение реальности на ресентиментальной основе - выдуманной. М. Н. Малинкин, Пак Чер-Унг считают необходимым рассматривать ресентимент в качестве предмета для социологических исследований в области теоретико-познавательных подходов и теории действия для ослабления провоцирующих его причин, для амортизации его последствий, что актуально и важно для современного образования.