Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 6

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Свободный проспект, 82
IPhanenstil@sfu-kras.ru
Ключевые слова: образовательные тенденции, общемировые глобальные тенденции, глобализация, образовательная система
Страницы: 21-28
Подраздел: ПОНИМАНИЕ НАУКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена неоднозначностью глобализационных процессов современности, которые часто вступают в противоречие с образовательными традициями конкретного общества. Информационные технологии создают новый методологический базис, на котором может и должна работать современная образовательная система, поскольку образование во многом детерминировано общемировыми глобальными тенденциями, характерными для информационного общества. В современном отечественном образовании все чаще проявляются чуждые традиции, которые прививаются путем использования новейших информационных технологий. В частности, в социальных сетях часто проповедуются идеи вестернизма, которые ставят под сомнение такие важные традиции отечественной системы образования, как неразделимость процессов обучения и воспитания, а также его этическая направленность. Современная образовательная практика свидетельствует о том, что информационные новации в образовании наряду с вполне понятными преимуществами имеют ряд проблемных ситуаций. Во-первых, простота получения любой информации порождает легковесное отношение к жизни. Во-вторых, погоня за оперативностью получения информации не дает возможности серьезно относиться к ее источникам. В-третьих, навязчивость разнообразных информационных потоков приводит к постепенной потере потребности в социальных коммуникациях. Важнейшими принципами, в наибольшей степени отражающими сущность глобального образования, должны являться свобода, справедливость, гуманизм, миролюбие, миротворчество, неагрессивность мышления и поведения. В основе всех программ - единство общечеловеческих и национальных нравственных ценностей, равенство и равноправие субъектов международных отношений и др. Однако в последние годы все более явственно проявляется двойственность этических стандартов, которые Запад навязывает всему миру, с чем наглядно сталкиваются наши школьники и студенты как самая мобильная категория населения России. В особенности они отмечают неоднозначность таких основополагающих критериев западного образа жизни, как демократия, свобода слова, приоритет права. Реформирование отечественного образования на принципиально новых основаниях, учитывающих глобальные тенденции, должно быть ориентировано в будущее, основанное на традициях русского космизма. Важнейшее условие жизнеспособности и расцвета любой цивилизации — это разнообразие составляющих ее этнонациональных, социокультурных, конфессиональных и иных элементов, объединенных в подобие сообщества государств, стран и народов.