Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.221.15.15
    [SESS_TIME] => 1713546967
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => df17e4a033843e6dc36d1f3d30c742b3
    [UNIQUE_KEY] => 3e4c25ac01c1bd16524ca9bfacb7a2bf
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 2

Генезис концепции исследовательского образования: от Канта до общества знаний

А.О. Карпов
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1
a.o.karpov@gmail.com
Ключевые слова: образование, наука, история, культура, генезис, университет, школа, обучение, исследования, инновации
Страницы: 17-36
Подраздел: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В работе рассматриваются культурно-исторические корни и генезис концепции исследовательского образования под углом зрения становления общества знаний. В поставленную задачу входит как прояснение происхождения современной модели научного образования исследовательского типа, так и определение тенденций его развития. В преамбуле показана ключевая роль исследовательского образования в становлении общества знаний. Социоэкономической основой общества знаний является создание новых знаний и их инновационное использование. Эта деятельность есть результат исследовательской функции мышления, которую воспитывает научное образование исследовательского типа. Такое образование использует методы познания, свойственные научному поиску, институализируется в кластерно-сетевых формах и распределяется в учебно-научной инновационной среде. Современное образование, как высшее, так и среднее, по мере движения к обществу знаний обретает парадигмально-дифференцированную структуру. Ее культурно-производящим локусом становится исследовательское образование, обеспечивающее сквозной характер обучения в средней и высшей школах, которые ранее были разделены. И. Кант вкладывал в идею университета поиск и «публичное изложение истины», которые осуществляет философский факультет. Позднее через философский факультет в университетское образование проникают естественные науки. В XIX в. немецкий университет В. Гумбольдта предполагает связь исследования и преподавания, а не исследования и обучения. Университет индустриальной эпохи вменяет студенту участие в исследованиях, которое становится элементом учебного процесса. Однако его миссия - это образование, и научные исследования, то есть поисковая работа, составляет часть обучения, но не определяет его содержание и структуру как целого. В конце XX в. научные исследования становятся генетической частью университетского образования исследовательского типа, в котором исследования используются в качестве методик обучения. Они начинают формировать учебный процесс и познавательную функцию мышления. Показано влияние «русской школы подготовки инженеров», сформировавшейся во второй половине XIX в. в ИМТУ (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана), на генезис концепции исследовательского образования в мире. Рассмотрены концептуальные положения новой образовательной эпистемы, сформулированные в теории общества знаний, которая создается П. Друкером в 1940-1960-х гг. Идеи Друкера об инновационной системе общества реализуются к началу нового века в западных университетах, которые начинают играть ведущую роль в коммерческой разработке научного знания и становятся ключевым звеном в процессе реализации идеологии исследовательского превосходства ЕС. Исследования, проводившиеся в США и Западной Европе, показали основополагающую роль среднего образования в формировании исследовательских компетенций. Для решения этой задачи необходимо формирование образовательного партнерства школ, университетов и научных организаций, которое позволит выстроить преемственное обучение на принципах исследовательского познания. Анализ традиционных идей, идущих от И. Канта и В. Гумбольдта, показывает, что такая задача является новой для института школы. Вопросы расширения социокультурного пространства активно обсуждаются с середины XX в. В этот период задача творческого обучения школьников начинает решаться в США на государственном уровне; в ряде европейских стран происходит эволюция в направлении использования образования в качестве средства для выявления и обучения талантливых и способных детей из всех слоев общества. В 1980-х гг. стимулирование научно-исследовательской деятельности в школе стало составной частью политики развития человеческого потенциала, реализуемой Европейской комиссией. В России развитие современных моделей исследовательского образования в средней и высшей школах происходит под влиянием деятельности программы «Шаг в будущее» начала 1990-х гг. Таким образом, образовательный институт исследовательского типа - университет и школа - возникает на исходе индустриальной эпохи, в конце XX в. Исследовательское образование формируется в качестве отдельной части парадигмально-дифференцированной системы образования общества, развивающегося в направлении общества знаний.