Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 2

Культура совести в обществе номадов Центральной Азии

Г.Д. Сундуй
Тувинский Институт развития национальной школы, Россия, 667005, г. Кызыл, ул. Калинина, 1б
sundui@inbox.ru
Ключевые слова: совесть, культура совести, отношение, духовность, нравственность, ценность, личность, традиция, воспитание
Страницы: 140-147
Подраздел: ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Настоящее исследование посвящено проблеме духовно-нравственного формирования подрастающего поколения современного общества и представляет собой попытку раскрыть культуру совести в обществе номадов Центральной Азии, в частности у тувинцев. Исследование проведено в местах компактного проживания тувинцев: в Западной Монголии, Китае (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский район) и Республике Тыва (Россия). Культура совести трактуется автором как осознанная ориентированная деятельность коллективного сознания, направленная на формирование добросовестного отношения человека к себе и другим людям, природе, предметам внешнего мира, семье, культуре и обществу. В ходе исследования определены формы выражения позиций культуры совести; выявлено взаимодействие совести и коллективного сознания в процессе формирования, сохранения и развития базовых (неизменных) нравственных ценностей в условиях появления внутренних и внешних угроз; раскрыта роль совестливых установок в рамках воспитательной традиции «сүзүктээр» тувинского народа. Автор рассматривает культуру совести как генетически налаженный защитный механизм в системе отношений человека к себе и другим, природе, семье, культуре, предметам внешнего мира и общества. Результаты исследования сферы совести в обществе номадов существенно расширяют предметное поле современного педагогического знания, тем самым помогая создавать ориентиры духовно-нравственного формирования детей в современных условиях на основе принципа этнокультурной коннотации образования.