Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 35.171.159.141
    [SESS_TIME] => 1711669381
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 96c6ee6ba0408dc580eaecb218bcfdb7
    [UNIQUE_KEY] => 12b6383beac0100a12987bea0d8be9a3
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

С.А. Прокопенко, Т.С. Селевич
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050
sibgp@mail.ru
Ключевые слова: университет, познание, сущность, явление, представление, конкурентоспособность, University, cognition, essence, phenomenon, understanding, competitiveness
Страницы: 5-22
Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья носит исследовательский характер. Целью авторов - рассмотрение сущностных причин низкой конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке науки и образования. Использованы диалектический и аналитиический методы познания действительности для раскрытия противоречий между сущностью университета и ее проявлением в организациях высшего образования XXI в. Исследованы представления классиков и современников университетского образования о его сущности и исторических изменениях с момента появления первых университетов до настоящего времени. Изучены формулировки миссий российских и зарубежных университетов - лидеров образовательного рынка. Представлены трансформация сущности университета в процессе исторического развития и ее нынешние проявления, определяющие позиции университетов в мировом рейтинге. Разработана формулировка сущности современного университета и показана ее троякая структура. Выделены уровни проявления сущности университета: сущий, подобный, отдаленный и видимый. Приведены разработанные формулировки сущностей системных элементов по уровням иерархии университета, отражающие высокую степень отдаленности от них явлений этих элементов в российском образовании начала XXI в., что определяет низкую конкурентоспособность отечественных вузов на мировом рынке. Последующие исследования, по мнению авторов, необходимо направить на разработку системного обновления структурных составляющих сущности университета как наиболее влияющих на темп и результаты повышения конкурентоспособности российских вузов. Полученные результаты позволяют скорректировать и углубить применяемые менеджментом российских университетов стратегии повышения их конкурентоспособности. Ценными результатами статьи стали выявленная сущность университета и представление ее структуры как единства духа, интеллекта и энергии персонала, позволившие сформулировать новую дефиницию понятия «университет». Выделение уровней проявления сущности позволяет оценить степень отдаления от нее нынешних российских вузов, понять первопричины сущностного несоответствия системных элементов конкретного университета и подойти к их осмысленному совершенствованию для действенного повышения его конкурентоспособности.

DOI: 10.15372/PHE20150601