АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ
В.В. Петров1,2, Н.В. Наливайко1,3
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2., Новосибирск, Россия, 630090 3Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: общество знания, информационное общество, глобализация, модернизация, система образования, инновационное образование, ценностные основания, формирование личности, knowledge society, information society, globalization, modernization, education system, innovative education, value foundations, formation of personality
Страницы: 119-127 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация
Системный кризис рубежа веков, произошедший в России, привел к полной смене аксиологических ориентиров, которые изменили направление развития системы образования. Вследствие этого возникли методологические и онтологические проблемы, связанные с новой социальной ролью знаний, которые перестали считаться только прерогативой научного производства, поскольку их использование теперь рассматривается как усиление способности общества к практическому действию. Противоречия, назревшие в сегодняшней системе образования, развиваются, сущность их углубляется; между ними нет координационных взаимодействий. Свести воедино эти противоречия можно только на основе глубокого философского анализа, который позволит создать некоторую систему развития общества в изменившихся социокультурных условиях. Особая роль системы образования заключается в производстве и распространении знаний и информации: необходимость обновления личностной и профессиональной компетенции требует постоянного повышения квалификации и перестройки институтов образования для соответствия требованиям когнитивной динамики общества, а организация и содержание образования предполагают активизацию инновационных технологий. К сожалению, отечественная высшая школа сегодня в основной своей массе производит не высококвалифицированных специалистов, готовых к работе в новых условиях изменяющегося общества, а выпускников с дипломом, хотя спрос на кадры высшей квалификации по-прежнему остается достаточно высоким. В кризисный период смена приоритетов развития системы современного образования в целом возможна за счет изменения аксиологических ориентиров, связанных с формированием социально адаптивной личности, способной не только «тиражировать и копировать» полученные знания, но и создавать и развивать новое знание, активно участвовать в жизни социума и изменять его, при этом быть ориентированной на самовоспроизводство, самосохранение и саморазвитие общества как такового. Такая система образования с изменившимися аксиологическими приоритетами может стать основой формирующегося общества знания.
DOI: 10.15372/PHE20150612 |