ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО И МИГРАНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.А. Ерохина
Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 leroh@mail.ru
Ключевые слова: образование, мигранты, резиденты, адаптация, интеграция, education, migrants, residents, adaptation, integration
Страницы: 209-217 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Автор показывает динамику отношения экспертного сообщества к проблеме адаптации и интеграции мигрантов на примере изменений в миграционном законодательстве РФ, появления новых образовательных практик. В статье освещаются проблемы и перспективы развития образовательного пространства как поля взаимодействия «приезжих» (представителей этнических диаспор) и «местных» (представителей принимающего сообщества) в двух аспектах. В аспекте образования взрослых речь идет о необходимости совершенствования законодательной базы и практик сертифицирования иностранных граждан для получения патента на осуществление трудовой деятельности. В аспекте образования детей-мигрантов речь идет о трудностях, с которым и сталкиваются система общего образования и педагогические коллективы школ с многонациональным составом учащихся. Представленный материал содержит выводы социологического исследования, направленного на выявление стратегий взаимной адаптации мигрантов и принимающего сообщества. На основе анализа статистических данных, полученных в результате опроса этнических мигрантов из стран ближнего зарубежья и представителей принимающего сообщества, сделан ряд значимых выводов. В сфере межличностных отношений очевидны стремление этнических мигрантов сократить дистанцию с представителями принимающего сообщества и безразличие последнего к этим намерениям. Подчеркивается необходимость мер взаимной, а не односторонней адаптации мигрантов и представителей принимающего сообщества.
DOI: 10.15372/PHE20150622 |