Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 23.20.51.162
    [SESS_TIME] => 1711709560
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 77c60a38dde5b6f9320927d87c6bb552
    [UNIQUE_KEY] => 87dbdeb571759d1ab6b20126a0792afd
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 1

АНТИЧНАЯ ОНТОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

А.О. Карпов
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 2-я Бауманская, 5, 105005, Москва, Россия
a.o.karpov@gmail.com
Ключевые слова: образование, античность, современность, развитие, эпистема деятельности, исследовательское обучение, education, antiquity, present time, development, episteme of activity, research education
Страницы: 113-129
Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию онтологического уровня феномена «образование», который формирует перспективы развития и культурное ядро жизни общества. В качестве предпосылки исследования взяты положения М. Хайдеггера относительно онтологических оснований современного образования и связи его осмысления с древнегреческой мыслью. На основе анализа античной эпистемы деятельности (то есть системы представлений о формах и способах использования знания) эксплицированы принципы, определяющие онтологический горизонт развития современного образования. Указана область мультисекторальной системы образования, которая сегодня становится приемником и носителем этих принципов. Методологической основой проведенной научной работы является герменевтическое исследование первоисточников античности - произведений Ксенофонта, Платона, Аристотеля, результаты которого проецируются на современную образовательную ситуацию. В качестве онтологических компонент такой проекции выступают принципы античного tέχνη (лат. techne): соотнесение знания с миром реальных вещей, соединение теоретического понимания и практического искусства, ценностное опосредование деятельности через отношение к истине, творческое начало деятельности. На основе анализа значений понятия античного techne показаны возможности расширенного понимания технологизации обучения и познания. Рассмотрена перспектива развития парадигмально-дифференцированной системы современного образования как места порождения когнитивно-культурного разнообразия. Дана характеристика деятельностной эпистемы локуса исследовательского образования, начальные идеи которой были сформулированы в трудах И. Канта, В. Гумбольдта, К. Ясперса. Показано, что в исследовательском образовании учебный технологизм становится метапонятием, за которым стоят: а) сложная инструментально-временная структура взаимосвязанных познавательных методов и методик обучения, основанная на учебной операционализации научных исследований; б) комплекс открытых научно-познавательных проблем, разрабатываемых на разных этапах обучения; в) специфичные конфигурации творческой и дискурсивной сторон учебного познавательного акта, динамика социокогнитивного роста и проблемно-познавательные траектории личности; г) образовательная инфраструктура и «производящие» знание коллективы. Здесь учебный технологизм становится научно-инновационным. При этом эпистема исследовательского образования характеризуется через принципы античного techne следующим образом: 1) исследовательское обучение переносит дисциплинарные знания в мир реальных вещей, который накладывает на них условие аутентичности, а значит, познание становится на путь следования истине; 2) происходит технологизация полученных знаний, то есть они становятся способными осуществляться как деятельность в специализированных контекстах и придавать социокультурно объективирующий смысл учебным практикам, и, кроме того, эмпирическая деятельность обретает свое теоретическое обоснование; 3) познание получает свое оправдание в ценностном измерении и как продуктивная деятельность, создающая полезные для мира «вещи», и как внутренний, творящий себя рост личности; 4) учение становится творчеством в смысле генерации новых знаний и включения их в реальность, то есть инновационным актом для познающего субъекта.

DOI: 10.15372/PHE20160112