Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.231.55.243
    [SESS_TIME] => 1711711292
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 4592510481f295c865afe79d07c9f8aa
    [UNIQUE_KEY] => c1aced6821b8de79b64c6f40f436c87f
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 3

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ТРАНЗИТА И ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Г. Новиков
Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова, ул. Мира, 5а, Волгоград, Россия, 400066
novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: глобальный транзит, постпроизводительное общество, антропологическая революция, homo creator, творчество, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм, global transit, post-productive society, anthropological revolution, homo creator, creation, anthropocentrism, sociocentrism, dualism
Страницы: 77-86
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются задачи российского образования в контексте перехода от производительного к постпроизводительному обществу. Автор фокусирует внимание на том, что данная транзиция делает вероятным два сценария развития рода Homo: появление субъекта, открытого творчеству, и нарождение «человека жующего». Первая перспектива являет собой настоящую «антропологическую революцию», поскольку впервые в истории перед человеком открывается возможность освободиться от силы «экономической необходимости» и заняться реализацией внутренних мотивов. Осуществление же второй перспективы будет означать нисхождение человека до животного уровня. Таким образом, сегодня планетарное сообщество находится в состоянии бифуркации, когда решается вопрос о будущем всего человечества. Его судьба во многом зависит от того целеполагания, которое сделает институт образования. Автор считает, что интересам социокультурного развития человечества отвечает homo creator - личность, открытая со-творчеству, свободная от потребительского фетишизма, испытывающая наслаждение от самого процесса творения. Ценностная система homo creator’а должна носить дуалистический характер, увязывать интересы индивида и общества, признавать за каждым право на свободу и самореализацию. Этот тип личности должен отличаться творческим мышлением, характеристиками которого являются: а) способность продуцировать новые идеи, образы, б) критичность, в) открытость накопленной человечеством культуре, г) умение увидеть привычное с неожиданной стороны, д) способность к диалогу. Исходя из интересов гуманистического развития человечества, автор утверждает, что ориентация образования на формирование homo economicus является ошибочной. В России такая ориентация приведет к «укоренению» в социокультурной реальности личности, у которой инициативность и ответственность будут сочетаться с чисто рыночной оценкой всякого индивида. В случае же, если российская система образования сумеет сделать массовым социальным типом homo creator, наша страна обретет шанс не только сохранить собственную инаковость перед лицом угроз архаизации и (или) унификации ее культурных пространств, но и стать социокультурным лидером современного мира. Для выращивания в России «человека творческого» необходимы: 1) бесплатное и общедоступное образование, ориентированное не на профессиональную подготовку, но на формирование творческой личности, 2) создание открытых сетей знаний (образовательных сайтов, электронных библиотек, ассоциаций со-творцов, дискуссионных площадок и пр.), 3) организация инкубаторов «поводырей в будущее».

DOI: 10.15372/PHE20160309