Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.200.144.68
    [SESS_TIME] => 1711710016
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0f620af888eb98f62df95d87a37270dd
    [UNIQUE_KEY] => 2b087d8260a482c3b230b3d7272f731e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2016 год, номер 3

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
2560380@ngs.ru
Страницы: 397

DOI: 10.15372/PEMW20160301



2.
ИНТЕРТЕТ КАК НОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А.Н. Чумаков1,2,3
1Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
chumakov@iph.ras.ru
2Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация
3Институт философии РАН, Москва, Российская Федерация
Ключевые слова: культура, образование, глобализация, глобалистика, университет, интертет, интеграция, знание, culture, education, globalization, global studies, university, intertet, integration, knowledge
Страницы: 398-407

Аннотация >>
В статье обсуждаются актуальные вопросы культурной политики в сфере образования. Поднимается проблема организации учебного процесса в условиях активной интеграции различных наук и подготовки кадров в новейшей области междисциплинарного знания - глобалистике. Показано принципиальное отличие глобалистики от частных наук и ставится вопрос о создании в структуре современных университетов альтернативных факультетам интертетов. Обосновывается, что именно интертеты способны обеспечить организацию образования на междисциплинарной основе с опорой на широкие международные связи, что в условиях современной глобализации является задачей первостепенной важности.

DOI: 10.15372/PEMW20160302


3.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слепцова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, Российская Федерация
79304014250@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, экспертные знания, модель педагогического процесса, профессиональные компетенции, vocational education, disabled children, expert knowledge, model of the pedagogical process, professional competence
Страницы: 408-413

Аннотация >>
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - организации профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Педагогический процесс представлен в виде совокупности взаимосвязанных между собой педагогических ситуаций разного уровня, определенных на «качественной» и «количественной» шкалах. Педагогические ситуации - входные, целевая и промежуточные - формируются на основе экспертных знаний по каждой осваиваемой учащимися профессии. Применение в работе «количественных» шкал позволяет оптимизировать учебный процесс для конкретного учащегося по временным и иным влияющим параметрам, обеспечив гарантированное достижение поставленной педагогической цели. Проведено сравнение результатов с результатами, получаемыми в классической системе образования. Установлено достижение учащимися поставленных педагогических целей по формированию у них устойчивых профессиональных компетенций по профессии «Плотник».

DOI: 10.15372/PEMW20160303


4.
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

М.В. Ростовцева, В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
marin-0880@mail.ru
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивность, адаптивные стратегии, противоречие, личность, адаптированность, social adaptation, adaptive, adaptive strategies, contradiction, personality, adaptability
Страницы: 414-420

Аннотация >>
В статье рассматривается процесс социальной адаптации личности. Цель работы заключалась в осуществлении структуризации процесса социальной адаптации для последующего формирования единой методологии исследования и формирования механизма управления этим процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Авторы утверждают, что специфика адаптации как особой онтологической формы бытия человека выражается в ее гетероонтологическом характере, предполагающем наличие трех качественно различных, но взаимосвязанных сторон: природной, психологической и социальной. Предлагается определение социальной адаптации как процесса разрешения личностью противоречия, возникающего между ней и обществом в процессе жизнедеятельности, результатом чего является развитие и становление личности за счет прибавки получаемого в ходе решения противоречия опыта. Авторами было определено, что основными компонентами структуры социального адаптационного процесса являются следующие специфические концепты: адаптационные ресурсы (адаптивность), адаптивное поведение, адаптированность. Определены основные критерии адаптивности: когнитивный, аксиокультурный, коммуникативный, поведенческий. Выделены стратегии адаптивного поведения: активная, пассивная и активно-пассивная. Показано, что конструктивная активная адаптивная деятельность - это всегда личностный рост и развитие через расширение и повышение уровня поисковой, познавательной активности, мобилизации всех адаптивных ресурсов на решение проблемы. Описаны субъективные и объективные критерии адаптированности как результата адаптационного процесса. Осуществленная демаркация понятий адаптивности, адаптивного поведения, адаптированности позволяет избегать семантической путаницы и подмены понятий в научно-исследовательской практике ученых, а структуризация адаптационного процесса позволяет наметить новую методологию и новые направления построения механизма точечного управления социальной адаптацией.

DOI: 10.15372/PEMW20160304


5.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: УСПЕШНОСТЬ В ИНТЕГРАЦИИ

Я.В. Крючева, Н.П. Гаврилюк
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень, Российская Федерация
yanakryucheva@mail.ru
Ключевые слова: деятельностный подход, компетентностный подход, теория поэтапного формирования умственных действий, формирование, субъектное отношение, результативно-целевая направленность, activity approach, competency-based approach, the theory of stage formation of mental actions, formation, personal relation, effective-target orientation
Страницы: 421-427

Аннотация >>
В статье рассматривается интеграция компетентностного и деятельностного подходов. Компетентностный подход акцентирует внимание не на сумме усвоенной обучаемыми информации, а на способности выпускника учебного заведения адаптироваться и самостоятельно действовать в различных (жизненных, проблемных, профессиональных и др.) ситуациях, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Таким образом, компетентностный подход усиливает практическую, т. е. деятельностную составляющую обучения, что обеспечивает возможность непрерывного обучения и самообразования. Т. е. компетентностный подход не только не противоречит деятельностному, но и сочетается с ним. В статье обсуждаются теоретические вопросы основных аспектов применения концепции П. Я. Гальперина и И. А. Зимней. Описывается опыт построения учебной дисциплины на основе теории поэтапного формирования умственных действий с учетом формирования компетенций, предложенных И. А. Зимней. Построенный авторами курс «Психология» способствует овладеть навыками конструктивного общения в профессиональной деятельности, навыками личностного и профессионального самосовершенствования, а также успешной самореализации в социуме, т.е. созданию студентами индивидуальных схем ориентировки для решения вопросов собственного психологического благополучия. В статье раскрывается авторское видение формирования информационной, коммуникативной и личностной компетенций обучения с точки зрения интеграции деятельностного и компетентностного подходов. Данные компетенции являются ориентиром для студентов и помогают им включиться в процесс выполнения учебно-исследовательской деятельности. Обучение становится результативным, т.к. студент проявляет субъектное отношение к учебе, осознанно демонстрируя границы своей компетенции, он сам ставит цели и постоянно видит результаты своей работы.

DOI: 10.15372/PEMW20160305


6.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Ю.В. Лебедева
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
lebedeva28031973@rambler.ru
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, further training, lifelong learning
Страницы: 428-434

Аннотация >>
В статье раскрываются проблемы системы дополнительного профессионального образования, связанные с необходимостью «встраивания» в образовательный процесс в соответствии с мировым опытом и тенденциями. Подчеркивается необходимость нормативно-правового регулирования использования образовательных программ, способствующих повышению личностного потенциала и его роли в получении качественного результата в профессиональной деятельности. Проблема личностного потенциала связана с новыми требованиями к личности, ее внутренним резервам при реализации кадровой политики в рамках современной модели развития карьерообразующего пространства. Анализ исследований, публикаций, статей в области непрерывного образования позволил выявить основные цели развития системы дополнительного профессионального образования: постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров; насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности; приведение кадрового потенциала специалистов к мировому уровню; увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества; развитие творческих способностей человека. В статье подчеркивается значимость решения принципиальных вопросов в области дополнительного образования, связанных с разработкой специального законодательства в области ДПО; приравниванием учебных заведений ДПО к учебным заведениям профессионального образования соответствующего образовательного уровня; созданием действенных механизмов аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы профессиональной переподготовки; закреплением права граждан на ДПО в течение всей жизни; созданием эффективной государственной поддержки системы подготовки и переподготовки кадров на федеральном и региональном уровнях; организацией деятельности образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда и развивающегося производства; введением государственных образовательных стандартов в сфере ДПО. Интерес к данной тематике, безусловно, растет. Повышение потенциала личности человека требует совершенствования системы ДПО, так как она является одним из важных условий его развития.

DOI: 10.15372/PEMW20160306


7.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

А.А. Лазарева
ФГБОУ ДПО «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса», Барнаул, Российская Федерация
Lazareva_aipk@mail.ru
Ключевые слова: образовательная программа, профессиональный стандарт, Трудовой кодекс, знания, умения, навыки, educational program, professional standards, Labor Сode, knowledge, abilities, skills
Страницы: 435-439

Аннотация >>
Статья посвящена вопросам формирования образовательных программ дополнительного образования на основе профессиональных стандартов. Дана общая характеристика профессиональному стандарту, освещены области его применения. Рассмотрен процесс формирования образовательных программ на основе действующих нормативных актов системы образования, а также обозначены нормативные документы, где законодательно закрепляется обязательность применения этих стандартов в определенных случаях (в том числе в сфере образования). Рассмотрены процессы взаимодействия образовательных организаций с работодателями и профессиональным сообществом. Описаны основные проблемы применения профессиональных стандартов в разработке образовательных программ. Отмечены такие сложности, как отсутствие общепризнанного понятийного аппарата, формирование узкоспециализированных программ по основным видам деятельности и квалификационному уровню работников. Другая немаловажная проблема - это формирование конкретных знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям профессионального стандарта с учетом индивидуальной подготовки специалиста. Отдельно ставится вопрос об уровне квалификации педагогов по соответствию профессиональному стандарту в сфере дополнительного профессионального образования. В заключении отмечается, что этапы реализации образовательных программ регламентированы, но в новых условиях их требуется адаптировать к требованиям, предъявляемым стандартами. Необходимо более плотное взаимодействие образовательных организаций с предприятиями в части формирования содержания программ обучения и получаемым компетенциям слушателей.

DOI: 10.15372/PEMW20160307


8.
АКСИОМАТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В.Д. Павлова
Томский государственный педагогический университет, Томск, Российская Федерация
variantse@mail.ru
Ключевые слова: аксиоматика, аксиоматический метод, творческие отношения, дополнительное образование, потребности и возможности, культура Vista, axiomatics, axiomatic method, creative relations, further training, requirements and possibilities, the culture of Vista
Страницы: 440-445

Аннотация >>
В рамках статьи показано, что в творческом процессе всегда необходимы последовательно, одновременно, параллельно или в обратном порядке следования творческому процессу два условия: потребность личности в творчестве и возможности воплощения, где условием неоспоримого аксиоматического составляющего будет непременно наличие потребностей и возможностей для творчества. При помощи аксиоматического метода доказано, что прогрессирующий эффект удовлетворения творческого потенциала может обеспечить воплощение потребностей индивидуума только при творческом отношении к дополнительному образованию. Выявлены истоки и причины возникновения творческих потребностей через дополнительное образование. Определен порядок рассуждений для творческого исполнения потребности, где первостепенным звеном является сам процесс творчества, т. е. желание заниматься каким-либо творчеством. Также это возможность заняться творческим процессом в связи с наличием технических, материальных, социальных или иных возможностей. Для раскрытия темы в статье рассмотрено явление образовательной культуры дополнительного получения знаний и навыков творчества во взаимодействии с культурой Vista как отображение развития и изменения социализации дополнительного образования в проекции Vista. Показано, что смысл образования связей, образующих реальные изменения в жизни индивидуума, есть осмысление и направленное изменение возможностей для удовлетворения потребностей в творчестве во всех областях жизнедеятельности человека, а именно в социальной, понятийной, духовной и материальной сферах. Доказано, что целесообразно и следует использовать все возможности для удовлетворения творческих потребностей человека с помощью творческого отношения к дополнительному образованию.

DOI: 10.15372/PEMW20160308


9.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Л.К. Козырева
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, Новосибирск, Российская Федерация
kozyreva-lk@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, дизайнер, перспективы, законодательная база, учебные пособия, педагогическая практика, professional education, designer, prospects, legislation, training manuals, teaching training
Страницы: 446-450

Аннотация >>
Сегодня множество теоретических и прикладных исследований посвящено самым различным образовательным проблемам. Вопросы перспективного образования поднимаются на самом высоком уровне. Правительство Российской Федерации ставит во главу угла повышение общего качества подготовки специалистов. Дизайн-образование - относительно новая педагогическая область, внимание к которой усиливается по мере продвижения страны в направлении системной модернизации социокультурной и экономической сфер. Теоретико-методологическую основу исследования составили многочисленные труды отечественных авторов, всесторонне охватывающие профессиональную деятельность дизайнеров, раскрывающие специфику дизайн-образования. Автор также ссылается на современные исследования, правовые документы и законодательные акты, регламентирующие профессиональную деятельность дизайнеров. Из применяемых методов научного познания стоит выделить: анализ, обобщение, сравнение данных и прогнозирование. Целью исследования явилось изучение возможностей повышения уровня компетентности и ответственности профессионального дизайнера за счет получения специфических правовых знаний. Для достижения цели проведен анализ основных проблем дизайн-образования, выявлены перспективы совершенствования образовательного процесса, условия достижения студентами-дизайнерами высокого профессионального уровня. Подтверждена необходимость повышения уровня знаний в сфере законодательной базы за счет внедрения специальной учебной программы и создания специализированного учебного пособия. Предложенный комплекс мер отвечает современным требованиям и направлен на подготовку высокоэффективных специалистов-дизайнеров с достаточным уровнем правовых знаний, способных успешно существовать в профессиональной среде.

DOI: 10.15372/PEMW20160309


10.
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Н.Г. Заречнева
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Российская Федерация
zarechng@gmail.com
Ключевые слова: мотивация, смысл знания, методика преподавания иностранного языка, motivation, meaning of knowledge, foreign language teaching methodology
Страницы: 451-456

Аннотация >>
Статья посвящена вопросам формирования мотивации и ее роли в процессе обучения иностранному языку как центральной проблемы методики преподавания. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, заинтересованность студента в получении знаний. Мотивация - это система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность в случае положительной установки преподавателя на более глубокое изучения иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала . В статье рассмотрены основные типы мотивации и педагогические методы, обуславливающие ее повышение. Среди объективно существующих типов мотивации можно выделить внутреннюю и внешнюю. Внешние мотивы, обусловленные обстоятельствами, могут усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу обучения . Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации студентов, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Также в статье показана роль преподавателя в образовательном процессе с точки зрения философии как элемента семантического треугольника Г. Фреге в педагогической интерпретации «преподаватель-студент-урок». В этом контексте задачей преподавателя является создание условий, способствующих поддержанию интереса к предмету. Преподаватель выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера студентов, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

DOI: 10.15372/PEMW20160310


11.
ИНТЕГРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (на примере КемГСХИ)

Т.А. Мирошина
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, Кемерово, Российская Федерация
intermir42@mail.ru
Ключевые слова: иностранный язык, студенты вуза, аудиторная и внеаудиторная деятельность, foreign language, students of higher educational institution, classroom and extracurricular activities
Страницы: 457-461

Аннотация >>
В статье рассматривается воспитательный аспект обучения иностранному языку в вузе. Доказано, что дидактически правильный подбор учебного материала по иностранному языку, использование эффективных технологий обучения и воспитания, рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка способствуют формированию личности, обладающей не только знаниями, но и имеющей активную гражданскую позицию. Описана работа по организации семинаров для преподавателей по использованию ими интерактивного обучения, проблемных, поисковых, исследовательских форм и методов, обеспечивающих развитие познавательных мотивов и интересов студентов, формирование их гражданской позиции, условий для творчества в обучении. Рассматриваются требования к применению метода проектов и характеристики проектов, определяющие успешность и эффективность применения проектной методики. Подчеркивается важность создания единой системы аудиторной и внеаудиторной деятельности по иностранному языку.

DOI: 10.15372/PEMW20160311


12.
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИТУАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Е.Г. Коротких1, Н.В. Носенко2
1ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
elenko-nsk@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
nnossenko@mail.ru
Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка, академическая мобильность, академический обмен, монолингвальная группа, герменевтический подход, логическая карта текста, активно-деятельностные, студентоцентрированные методики, классификация уровней мышления, таксономия Блума, кейс-технологии, methods of teaching foreign languages, academic mobility, academic exchange, monolingual group, hermeneutic approach, a logical map of the text, active student-centered methods, classification of levels of thinking, Bloom's taxonomy, Case technology
Страницы: 462-468

Аннотация >>
Статья представляет собой исследование в области методики преподавания иностранных языков на уровне программ университетов в ситуации академической мобильности и академического обмена. По мнению авторов, преподавание иностранного языка в группах зарубежных студентов, обучающихся по программам и договорам в рамках международного академического обмена, имеет определенную специфику. Преподаватель должен быть готов к стратегии обучения, применяемой в так называемой монолингвальной группе. Подчеркивается, что успешность работы преподавателя иностранного языка в монолингвальной группе напрямую связана с правильным построением коммуникативного пространства и профессионально корректной реализацией активных, студентоцентрированных методик. Представляется возможным рассмотреть реализацию общей стратегии преподавания иностранного языка как в плане адаптации традиционных форматов заданий, так и в плане применения активно-деятельностных методик. Очевидно, что в условиях монолингвальной группы такая традиционная для занятия по иностранному языку форма работы, как перевод, должна быть заменена на иной способ проверки понимания прочитанного. Преподаватель должен владеть методикой проверки письменного или устного воспроизведения логики контента текстового материала на иностранном языке. Важным фактором, связанным с преподаванием иностранного языка в монолингвальной группе, является акцент на активно-деятельностную, студентоцентрированную стратегию обучения. Авторы подчеркивают связь данной стратегии с классификацией уровней мышления, известной как таксономия Блума. Данная классификация лежит в основе рассматриваемой в статье кейс-технологии. Применение кейс-технологии в условиях монолингвальной группы позволяет зарубежным студентам пройти все этапы формирования мыслительных навыков с опорой только на изучаемый иностранный язык в качестве коммуникативной основы. Таким образом, использование адаптированных для монолингвальной группы методик требует от преподавателя грамотного, творческого подхода к формированию компетенций по дисциплине «иностранный язык», являющейся обязательной частью программ международного академического обмена.

DOI: 10.15372/PEMW20160312


13.
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ИХ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Н.Н. Нестерович1, Б.В. Федотов2
1Новосибирский гуманитарный институт, Новосибирск, Российская Федерация
nesterovichn@hotmail.com
2ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
fedotovboris@gmail.com
Ключевые слова: личностное знание, личностные конструкты, познавательный стиль, когнитивная сложность, personal knowledge, personal constructs, cognitive style, cognitive complexity
Страницы: 469-473

Аннотация >>
В статье поднят вопрос о наличии возможной специфики в функционировании познавательных структур у студентов, ориентированных на освоение технических и гуманитарных специальностей. Подчеркивается особая роль психолого-педагогических дисциплин в решении задач интеллектуального воспитания учащихся. Тема поднята в разрезе теории личных конструктов (The psychology of personal constructs) Дж. Келли. Исследовательский материал получен с применением наиболее распространенного варианта техники репертуарных решеток Дж. Келли, где в качестве области элементов выступает ролевой список, а способом дифференциации элементов - вызывание личностных конструктов (personality constructs) методом триад. Проведен факторный анализ данных, полученных на двух выборках студентов: гуманитарного и технического профиля обучения. Выявлены отличительные особенности как степени дифференцированности конструктов, так и меры их связанности. В работе подчеркивается необходимость учета в педагогической практике сложившегося у учащихся под воздействием прошлого опыта характера избирательного восприятия и усвоения учебного материала.

DOI: 10.15372/PEMW20160313


14.
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР УСПЕХА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.А. Мердеева, Р.К. Серёжникова
ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Российская Федерация
tmerdeeva@rambler.ru
Ключевые слова: компетентность, профессиональный успех, профессиональная деятельность, самореализация, competence, professional success, professional activity, self-fulfillment
Страницы: 474-479

Аннотация >>
В статье представлены результаты теоретического обоснования сущности понятия «социальная компетентность» как интегрированного качества личности, проявляющеujся в умении выстраивать взаимодействие с другими людьми в процессе выполнения профессиональных задач и фактора успеха в будущей профессиональной деятельности. На основе результатов опроса студентов авторы представляют определение «профессионального успеха», рассматривая его в качестве условия самореализации личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности. Показана роль элективного курса «Социальная компетентность как фактор успешной профессиональной самореализации» в формировании акмеологической культуры будущих специалистов, реализуемого на факультете информационных и промышленных технологий программ СПО Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Взаимодействие преподавателя и студента понимается как акмеологическая поддержка в процессе формирования социальной компетентности студентов СПО.

DOI: 10.15372/PEMW20160314


15.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Ю.И. Молотков1, А.С. Денисов2, В.И. Панарин3
1Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Российская Федерация
molotkov@siu.ranepa.ru
2ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
rector@nsau.edu.ru
3Институт дополнительного профессионального образования, Новосибирск, Российская Федерация
idpo@ngs.ru
Ключевые слова: государственный и муниципальный служащий, компетенции, модель обучения, модульные программы, учебные модули, цели, задачи обучения, управление трансформацией, инструменты реализации, civil servants, competences, educational model, modular programmes, modules, goals, educational tasks, transformation management, implementation tools
Страницы: 480-490

Аннотация >>
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, принятый 29 декабря 2013 г., в статье 76 позволяет существенно расширить полномочия дополнительного профессионального образования. В реализации этого закона наметилась тенденция расширения самостоятельности и совершенствования дополнительного профессионального образования (далее ДПО) в рамках образовательных организаций, которые позволяют более качественно формировать профессионально важные качества (далее ПВК) у государственных и муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации по направлениям подготовки. Такое законодательное расширение полномочий в области ДПО государственных и муниципальных служащих (далее ГС и МС) дает возможность образовательным организациям выстроить свою стратегию обучения и перейти к модульно-ориентированному процессу обучения, что позволит учитывать не только сущность государственной и муниципальной службы, но и региональную специфику их сфер деятельности. При разработке модульных программ необходимо направить усилия в процессе обучения ГС и МС на получение конечного результата, а именно: на получение знаний, умений и новых навыков в конкретной сфере профессиональной деятельности. Но еще более важной проблемой такого обучения является формирование новых способностей трансформации переноса полученных знаний, умений и навыков на незнакомые объекты и ситуации, в которых ГС и МС принимают ответственные управленческие решения, влияющие на жизнь и деятельность социально-экономической среды. Основная задача организации обучения по модульным целевым программам - это развитие профессионально важных качеств ГС и МС при повышении квалификации в образовательных организациях. Другая важная задача - это повышение мобильности профессорско-преподавательского состава (ППС). Для решения этой проблемы необходимо сформировать региональный банк данных ППС - носителей качественных знаний и опыта в соответствующих сферах деятельности государственного и муниципального управления, а также создать независимые центры сертификации модульных программ ДПО и независимые центры оценки ПВК у государственных и муниципальных служащих.

DOI: 10.15372/PEMW20160315


16.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА ФСИН РОССИИ

Н.А. Самойлик
ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», Новокузнецк, Российская Федерация
nat-samojlik@yandex.ru
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, образовательная среда вуза, профессиональное обучение, профессионально-ценностные ориентации, профессионализм, аксиология обучения, Penal System, educational environment of a higher education institution, professional training, professional and value orientations, expertise, training axiology
Страницы: 491-496

Аннотация >>
Система реформирования правоохранительных органов предъявляет новые требования к подготовке специалистов для пенитенциарных учреждений. В подобных условиях в структуре высшего образования особое внимание следует уделить ценностным ориентирам профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, которая во многом основывается на принципе гуманизма. В статье представлен анализ образовательной среды ведомственного вуза ФСИН России с учетом аксиологической парадигмы. Аксиологичность профессиональной подготовки будущих специалистов для пенитенциарной системы обусловлена особенностями профессиональной деятельности, которые базируются на ценностной сфере образовательного учреждения. Образовательная среда учебного заведения представлена тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивный, эмоциональный и деятельностно-практический. В ходе учебно-профессиональной деятельности курсанты овладевают такими ценностями профессии, как образовательные, нормативные, стимулирующие ценности, а также ценностями контроля и результата. Особое место в ряду профессиональных ценностей занимает ценность воспитания, реализуемая в отношении не только самого сотрудника УИС, но и осужденных. На основании теоретического анализа аксиологических аспектов образовательной среды ведомственного вуза ФСИН России сделаны выводы о необходимости развития профессионально-ценностных ориентаций курсантов как ведущего критерия профессионализма сотрудников УИС.

DOI: 10.15372/PEMW20160316


17.
АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

М.В. Чихачёв, А.В. Поликанов
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск, Российская Федерация
max_chihachev@mail.ru
Ключевые слова: надситуативная активность, социально-психологическая адаптивность, адаптивные способности, неадаптивность, личностный адаптационный потенциал, адаптационные возможности, адаптированность, преодоление, sub-situation activity, socio-psychological adaptability, adaptive capacities, non-adaptability, personal adaptive potential, adaptive ability, adaptability, overcoming
Страницы: 497-503

Аннотация >>
В статье проанализированы различные ведущие парадигмы психологической теории процесса адаптации личности. Адаптация рассмотрена через интегративный подход в психологии. Все в природе обладает целостностью, сама природа целостна и представляет собой иерархию, в которой каждый элемент является «целым» по отношению к своим частям и «частью» по отношению к большему целому. Так и адаптивность личности рассматривается в проведенном нами исследовании как интегративная особенность курсантов в военных вузах.

DOI: 10.15372/PEMW20160317


18.
ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С.П. Кушнаренко
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
kushnarenko.sergey64@mail.ru
Ключевые слова: текст, произведение, смысл, интерпретация, анализ, text, writing, sense, interpretation, analysis
Страницы: 504-509

Аннотация >>
В статье разрешается проблема совмещения интерпретации, понимаемой как экспликация конституированного смысла, и анализа как дескрипции конституирования смысла. Исток проблемы - представление о тексте как отдельном от личности интерпретатора, и отсюда - допущение о наличии общего понятия текста как объекта, имеющего заданный смысл. Решение проблемы - репрезентация «текста» как неотделимого от личности читателя в составе «произведения» и анализа как глубинного слоя самой интерпретации. Философская интерпретация текста выявляет основание единства всех уровней его интерпретации и определяет иерархию этих уровней. Она соотносит все виды опыта данности текста с бытием человеческой личности. Нарушение иерархии уровней интерпретации ведет к деформации понимания у читателя и к искажению выделяемого смысла. Если в учебнике по физике искажение смысла не приводит к искажению истины, то в учебнике по философии деформированное мышление автора к этому приводит.

DOI: 10.15372/PEMW20160318


19.
ИМИДЖ СТРАНЫ И ЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

Т.А. Арташкина, Я. Ху
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
artash@mail.primorye.ru
Ключевые слова: образ страны, образ Китая, формирование образа Китая, каналы формирования образа Китая, образ Китая в массовом сознании, периоды формирования образа Китая, country's image, China's image, formation of China's image, channels of forming China's image, image of China in mass consciousness, period of forming China’s image
Страницы: 510-518

Аннотация >>
Основная цель данного исследования заключается в изучении специфики формирования образа Китая в западной культуре. В данном исследовании широко применялись информационный подход; комплекс сравнительных методов, главными из которых были кросс-культурный и сравнительно-исторический методы; методы герменевтики и дискурсивный метод. Дескриптивный метод использовался как метод сбора информации, первичного ее анализа и изложения полученных данных. Китай - одна из немногих стран мира, чей образ формировался несколько столетий. Образ Китая, исторически формирующийся в массовом сознании, отличается от образа, который формируется в академическом сообществе Запада. В процессе целенаправленного формирования образа Китая можно выделить три больших периода. Первый период адекватно отражает необходимость оправдания колониальной экспансии Запада. Второй период ознаменован вступлением капиталистической системы в постиндустриальную стадию. Третий период связан со вступлением Китая в глобальное сообщество как одного из субъектов глобализации. Если в эпоху Средневековья Китай поражал своей необычностью и экзотикой, в XVIII в. в Европе восхищались Китаем как «Утопией (идеальной страной)», то в массовой культуре второй половины XIX и XX вв. были распространены маргинальные практики для создания образа Китая. В настоящее время существует несколько каналов, позволяющих формировать образ Китая за рубежом: политическая публицистика в средствах СМИ; китаеведение как научный канал; массовая культура; искусство; китайская диаспора, находящаяся за рубежом. В последние годы усилия Китая направлены на позиционирование себя во внутреннем и внешнем мировом пространстве. Основной целью формирования нового образа Китая является трансляция культурных ценностей на западную аудиторию и их сохранение и укрепление в китайской среде с целью противостояния вестернизации китайской культуры. Авторы приходят к выводу, что основные закономерности формирования образа Китая характерны не только для Китая, они в первую очередь должны быть отнесены к специфике взаимодействия Запада со своими партнерами.

DOI: 10.15372/PEMW20160319


20.
СОЦИАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ СОМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

И.В. Иванов1, Р.А. Гуща2
1ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, Российская Федерация
igvasiv@yandex.ru
2Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск, Российская Федерация
Gusha.Roman@mail.ru
Ключевые слова: гуманистические принципы, здоровье, мотивация, телесность, обучение, саморазвитие, физкультура, humanistic principles, health, motivation, corporeity, training, self-development, physical education
Страницы: 519-523

Аннотация >>
Динамизм мирового и общественного развития, ускорение социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие как на материальную и духовную стороны жизни государства в целом, так и на каждую отдельную личность, в контексте многих насущных вопросов актуализирует проблему непрерывности образования. Какая бы сфера ни затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека ни рассматривались, возникает необходимость ответа на вопрос, какой следовать формуле: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь», выразить свое отношение к такой стороне образования, как преемственность, в понимании сохраняемости или изменяемости во времени и пространстве общесоциокультурных целей и способов их реализации. Содержанием образовательной политики становится целевое стратегическое продвижение в решении социокультурных, финансово-экономических и управленческих проблем на основе образования, имеющего опережающий характер.

DOI: 10.15372/PEMW20160320


21.
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ МИРОМ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Д.С. Черный
Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган, Российская Федерация
denisb83@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, информационное общество, информация, информационное управление, Globalization, information society, information, information management
Страницы: 524-531

Аннотация >>
Актуальность исследования социально-философских особенностей информационного управления глобальным миром обусловлена формированием принципиально новых характеристик социальной эволюции. В результате развертывания глобальных процессов происходит переход социума на новое системное состояние, что значительно актуализирует проблемы, связанные с управлением. Важным фактором, формирующим систему современного управления, является компьютерная ориентация информационной культуры общества. Одной из проблем становится тот факт, что Интернет существенно изменяет условия развития власти, денег, права и знания - центральных медиумов управления национальным государством. Понимание механизма действия информационного управления глобальным миром является важным и необходимым условием понимания социальной структуры, определяющей специфику практического изменения и оптимизации социальных отношений. Информатизация является мощным катализатором многих других процессов развития общества, поэтому процесс информатизации сохранит свою стратегическую значимость в развитии цивилизации, т. е. приоритет в развитии новых социальных и энергетических технологий, а также науки, образования и культуры. Это фундаментальное свойство процесса информатизации общества и обуславливает его особую роль в процессах цивилизационного развития, выдвигает его на первый план в области национальной и международной политики современного мира. Принципиально новым явлением в современной информационной революции является глобализация новой высокоавтоматизированной информационной среды мирового сообщества и ее неудержимое распространение на все страны и регионы мира.

DOI: 10.15372/PEMW20160321


22.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕНОГО ПРОГРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

С.В. Максимов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
maxserge@mail.ru
Ключевые слова: военный прогресс, проблемы современности, государство, конфликты, military progress, current problems, state conflicts
Страницы: 532-539

Аннотация >>
Исследование военного прогресса как важнейшей составляющей социального прогресса включает в себя целый комплекс острых проблем современности: войны, мира, мирного сосуществования, особенностей научно-технического прогресса. Анализ различных концепций военного прогресса создает благоприятные условия для освещения особенностей современного глобально-регионального мироустройства, которое пока не избавлено от конфликтов. Актуальность исследования военного прогресса обусловлена также тем фактом, что в наши дни вестернистский миропорядок, позиционирующий себя в качестве однополярного, все чаще показывает свою несостоятельность. Структура военных угроз предполагает определенный уровень военного прогресса, который мыслится как совершенствование отношений между обществами на принципах единства мира и взаимосвязи явлений. Военный прогресс в современном мироустройстве теряет традиционные формы, видоизменяется, приобретая новые черты путем использования таких неоднозначных концепций, как трансгуманизм, кибервойна, которые угрожают самой природе человека, что ставит новые задачи перед исследователями и практиками. Существует зависимость между нарастанием военных угроз и характером военного прогресса: определенность военных угроз должна быть адекватна определенности военного прогресса, что должно предупредить наступление военного конфликта.

DOI: 10.15372/PEMW20160322


23.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: ОТ МЕТАФОРЫ К ТЕРМИНУ, ИЛИ КАКИМ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ? Ч. 2 ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?

Я.С. Турбовской
Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Российская Федерация
jakov@psk-net.ru
Страницы: 540-545

Аннотация >>
Данная статья является продолжением статьи, размещенной в предыдущем номере журнала. Статья дана в авторской редакции.

DOI: 10.15372/PEMW20160323


24.
О ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Е.В. Ткаченко
Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Российская Федерация
tka_ev@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная подготовка, рабочие кадры, система образования, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, vocational training, labour force, education system, vocational training
Страницы: 546-551

Аннотация >>
В статье дано экспертное представление о состоянии начального и среднего профессионального образования в современной России, как в теории, так и на практике, что позволяет не только объективно оценить их состояние, но и определить направления развития подготовки рабочих кадров в начальном и среднем профессиональном образовании. Приведены предложения по обеспечению реализации приоритетов развития начального и среднего профессионального образования в России Автором выявлены и сформулированы основные противоречия в законодательных и нормативно-правовых документах, регулирующих систему начального и среднего профессионального образования. В статье представлено обоснование негативных последствий для качества подготовки квалифицированных рабочих кадров в результате упразднения начального профессионального образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» от декабря 2012 г.

DOI: 10.15372/PEMW20160324