Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 5

СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM (ИНСТАГРАММ)

Т.А. Арташкина, В.А. Киселева
Дальневосточный федеральный университет, 690950, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: Интернет-коммуникации, социальные сети, Instagram (Инстаграмм), молодежь, фотографии, селфи, визуальная культура, визуальная саморепрезентация, информационный продукт, симулякр, самосимулякр, Internet communication, social network, Instagram, youth, photos, selfie, visual culture, visual self-representation, information product, simulacrum, self-simulacrum
Страницы: 41-58
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Как известно, современные социокультурные коммуникации оказывают мощное влияние на личность, что непосредственно фундировало проблему сохранения личности. Авторами был проанализирован лишь один аспект данной проблемы, непосредственно связанный со спецификой визуального информационного продукта социальных сетей. Исследование опиралось на основные теоретические положения социологии молодежи, общую концепцию визуальной культуры и отдельные положения общей теории коммуникации. В работе широко использовались методы теоретического и эмпирического исследования. Непосредственным предметом исследования стала визуальная саморепрезентация личности в социальной сети Instagram. Авторы утверждают, что коммуникации в данной сети осуществляются на основе трехкомпонентной модели социокультурного механизма информационного воздействия: производитель (отправитель) информации - пользователь сети; информационный продукт - фотографии, выставленные в сети; потребитель (получатель) информации, как правило, неопределенен. Для анализа целевой аудитории отправителей (производителей) информационного продукта был проведен опрос с помощью специальной анкеты, размещенной в сети Интернет. Результаты опроса показали, что основная аудитория пользователей данной сети - молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Фотографии стали единицей анализа информационного продукта, размещенного в сети. Однако использование метода контент-анализа в полном объеме оказалось невозможным из-за огромного количества выложенных в сети фотографий и нехватки памяти компьютера для их хранения. Поэтому авторами применялись лишь отдельные элементы контент-анализа. Всего было проанализировано более 3000 фотографий, выложенных пользователями сети Instagram. На Интернет-страницах преобладают фотографии себя (селфи) (более 1000), фотографии еды и животных (более 500) и природы (более 200). Проведенное авторами исследование выявило два фундаментальных противоречия: публичность выставляемых фотоснимков, носящих порой довольно личный и интимный характер, и довольно резкая и негативная реакция на любую попытку вмешаться в «личное пространство» пользователя сети; ярко выраженное одиночество молодых людей и большая потребность в общении, сопровождаемая целенаправленным уходом от общения в реальном мире. Основные выводы исследования таковы. Информационный продукт социальной сети Instagram есть способ саморепрезентации молодежи в социальной фотосети. Фрагменты реального мира на фотографиях могут быть реальными и специально сконструированными (инсталляции и «перформанс», где действующим лицом является домашнее животное). Фотографии собственной персоны имеют целью репрезентировать собственное «Я» по принципу «вот он Я!». Диапазон представленных образов колеблется от простого фотоснимка реального человека до грубого эпатажа, выходящего за рамки клоунады. Такая саморепрезентация, по сути, является самосимулякром. Визуальное изображение на выставленной в сети фотографии есть своего рода код, позволяющий считывать информационное послание. Производитель информационного продукта и его потребитель могут принадлежать к разным субкультурам, тогда дешифровка закодированной информации будет происходить по законам межкультурной коммуникации.

DOI: 10.15372/PHE20160505
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину