Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.92.84.253
    [SESS_TIME] => 1711714519
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 9002a047c87f65d68626f067fc9078b8
    [UNIQUE_KEY] => 7e69d9b0d4707461cff2db5197c18997
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 1

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская федерация
2560380@ngs.ru
Страницы: 1573-1573

Аннотация >>
Уважаемые авторы и читатели! Представляем вашему вниманию первый номер журнала 2018 года. Основной материал, размещенный в нем, определяется тенденциями, которые наблюдаются на российском образовательном пространстве. Реформирование российского образования происходит на фоне усиления противоречия между глобализацией мирового образовательного пространства и необходимостью сохранения аутентичности национального образовательного пространства России. Образование все больше приобретает идеологизированные характеристики, среди которых на первые места выходят такие социальные феномены, как сохранение и укрепление национальной идентичности, конкурентовозможность и конкурентоспособность, национальный менталитет и др. Учитывая эти тренды, разрабатываемые стратегии развития образования до 2035 года основное внимание уделяют проблемам, связанным с укреплением материально-технической базы образования, разработкой новых образовательных технологий, развитием интеллектуального потенциала педагогического сообщества. Сегодня крайне острой вновь стала проблема преемственности дошкольного, школьного, вузовского и поствузовского образования. Теперь уже окончательно ясно, что цифровые технологии, на которые возлагались большие надежды в начале реформирования образовательной системы, организационные изменения, касающиеся вертикальной иерархии и горизонтального менеджмента образовательных структур, не достигают поставленных целей. Это увеличивает значимость исследований, посвященных обоснованию единства образования и воспитания, разработки вопросов, связанных с формированием гражданских качеств личности. Вместе с тем мировые тренды в развитии образования говорят о принципиально отличных характеристиках, несущих в себе смену поколенческих ценностей и смыслов. Я имею в виду особо обсуждаемую в отечественной философии образования проблему поколения Z (зет). Все вышесказанное говорит о том, что XXI век и происходящие в экосистеме образования процессы ставят перед педагогами новые объемные и сложные проблемы. Успехов вам, уважаемые авторы, в их решении.

DOI: 10.15372/PEMW20180101


2.
АРХЕТИПЫ КОРПОРАТИВНОСТИ И ИЕРАРХИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ИМПЕРАТИВОВ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Грицков, Д.В. Львов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
grickov50@mail.ru
Ключевые слова: архетип самости, архетип корпоративности, архетип иерархии, функции образования, archetype of the self, archetype of corpora- tivity, archetype of hierarchy, functions of education
Страницы: 1574-1580

Аннотация >>
В статье предпринята попытка интерпретации образовательных императивов с позиций теории архетипов. Противоречие между требованием равенства в образовании и требованием иерархической дифференциации образовательных траекторий рассмотрено в дискурсе архетипических программ корпоративности и иерархии.

DOI: 10.15372/PEMW20180102


3.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
mikhailyatzenko@yandex.ru
Ключевые слова: информационные технологии, отечественное образование, мировоззрение, духовные ценности, профессиональная деятельность, национальная безопасность, information technology, national education, worldview, values, professional activity, national security
Страницы: 1581-1586

Аннотация >>
В статье исследуются информационные факторы, которые принципиальным образом оказывают влияние на образовательную сферу. В особенности акцентируется внимание на управленческих аспектах образования. Анализируются факторы, базирующиеся на современных информационных технологиях, которые играют принципиальную роль в процессе осмысления различных концепций развития отечественного образования. Авторы освещают не только положительные эффекты, которые несет в себе использование информационных технологий в образовательном процессе. В статье показано, что информационные технологии принципиальным образом влияют на формирование нового механизма управления образовательной сферой. От этого, как показано в статье, зависит не только профессионализм выпускников вузов, но и их мировоззренческие установки. Авторы приходят к выводу, что информационные технологии, оптимизируя управленческие механизмы в системе образования, создают условия для его глобализации на новом, более высоком уровне.

DOI: 10.15372/PEMW20180103


4.
HONORS COLLEGE КАК НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

М.В. Тарасова
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
mariavtarasova007@gmail.com
Ключевые слова: университет, honors college, элитный бакалавриат, soft skills, талантливые студенты, university, Honors College, soft skills, prestigious education, undergraduate, gifted and talented students
Страницы: 1587-1592

Аннотация >>
В Сибирском федеральном университете - участнике программы повышения конкурентоспособности 5-100 - осенью 2017 г. открылся Honors College. В условиях академической революции, которую переживают университеты во всем мире, потребность в системных трансформациях диктует необходимость изменения академических форматов. Внедрение системы образовательных программ SibFU Honors College - это один из способов реализации данной тенденции. Во всем мире honors college не просто способствует повышению престижа университета, а вносит вклад в повышение его конкурентоспособности в процессе привлечения лучших студентов, лучших преподавателей и стратегических партнеров. Практика honors college - один из эффективных способов развития талантов, необходимых для процветания глобальной экономики знаний.

DOI: 10.15372/PEMW20180104


5.
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

К.К. Бегалинова1, М.С. Ашилова2
1Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан
kalima910@mail.ru
2Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, г. Алматы, Казахстан
557@mail.ru
Ключевые слова: рыночные отношения, профессиональное образование, политехническое знание, компетентность, конкурентоспособность, социализация, квалификация, market relations, professional education, polytechnical knowledge, competence, competitiveness, socialization, qualification
Страницы: 1593-1597

Аннотация >>
В статье поднимаются вопросы современного профессионального образования в Республике Казахстан через призму конкурентоспособности. Подчеркивается, что в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции профессиональное образование должно отвечать требованиям времени. Отмечается, что необходим переход от затратной системы к контрактному методу. Это повысит уровень мотивации студентов в выборе профессии и обучении, поднимет рейтинги вузов, поскольку от того, какой вуз закончили выпускники, зависит их конкурентоспособность. Обращается внимание и на проблемы консьюмеризации образования, дифференциации, интеграции, экстериоризации научного знания и др. Раскрывается современное содержание понятия «профессиональное образование», наполнение его новым смыслом, вызванным развитием новых технологий, широким использованием компьютерной информационной техники. Сегодня профессиональное образование является целенаправленным способом социализации человека, поскольку предполагает не только получение общего, среднего, высшего образования (бакалавриата, магистратуры), но и овладение знаниями, навыками определенной профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20180105


6.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙЦЕВ

Т.А. Арташкина, Х. Цзя
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: культура, Китай, культурные доминанты, конфуцианство, лунный календарь, адаптация культурных элементов, трансформация культуры, сохранение культурных ценностей, culture, China, cultural dominants, Confucianism, lunar calendar, adaptation of cultural elements, cultural transformation, keeping cultural values
Страницы: 1598-1609

Аннотация >>
Основной целью исследования, осуществляемого в русле социально-культурного и компаративистского научных подходов, является выявление специфики традиционной культуры в повседневной жизни современного китайского общества. В рамках исследования для сбора эмпирической информации использовались метод анкетирования и метод наблюдения, поскольку для полномасштабного изучения специфики традиционной культуры в повседневной жизни современных китайцев необходимо разрешение китайского руководства на его проведение. Метод анкетирования был использован нами в январе 2016 г. накануне китайского Нового года в форме структурированного интервью, направленного на определение отношения современных китайцев к своей традиционной культуре и выявление наиболее типичных элементов традиционной культуры, бытующих в их повседневной жизни. Культурными доминантами в современной культуре Китая являются конфуцианство и лунный календарь. Конфуцианство как духовная традиция активно поддерживается китайским руководством на государственном уровне. Под воздействием конфуцианства формируются идеология и духовные ценности современного Китая. Лунный календарь задает ритм повседневной жизни современных китайцев. Называя элементы китайской традиционной культуры, все респонденты на первое место поставили лунный календарь, его праздники и производные - сельскохозяйственный календарь «Цзеци» и 12 знаков китайского зодиака. Национальная культура Китая насыщена западными заимствованиями, однако прежде чем укорениться в китайской национальной/ традиционной культуре, заимствуемые элементы проходят обязательный процесс адаптации к китайской культуре. В одних случаях этот процесс практически не изменяет культурный смысл заимствуемого культурного элемента, и тогда новация отчетливо воспринимается как элемент некитайской культуры. В других случаях процесс адаптации длительный и принципиально изменяет культурный смысл новации, в результате чего заимствуемый культурный элемент становится элементом китайской национальной/традиционной культуры. Традиционная культура, подвергаясь трансформации в современных условиях, остается хранителем ценностного ядра национальной культуры. Таким образом, 1) поле современной национальной китайской культуры включает традиционную китайскую культуру, ее трансформации и западные заимствования, прошедшие курс адаптации; 2) можно говорить о стратификации китайского общества на субкультуры, возникающие на основе своего отношения к ценностям традиционной культуры и соблюдения ее норм и правил; 3) современная китайская культура является новой формой национальной культуры, отличающейся от заимствованной и традиционной/национальной культуры. Авторы считают, что дальнейшее изучение и анализ современной национальной культуры Китая невозможны без учета этих особенностей.

DOI: 10.15372/PEMW20180106


7.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ

Р.В. Гурина
Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация
roza-gurina@yandex.ru
Ключевые слова: содержание образования, реформы, инновации, результаты, educational content, reforms, innovations, results
Страницы: 1610-1617

Аннотация >>
Реформы образования должны проектироваться с учетом достижений педагогической науки, методологии науки и сложившейся образовательной практики учеными-специалистами высшей квалификации или при их участии. Однако образовательные инновации вводятся без глубокого прогностического анализа, касающегося эффективности освоения учащимися всех компонентов содержания образования: когнитивного, практического, творческого, опыта отношений личности к конечному результату его освоения (развитию мышления, формированию современной научной картины мира, мировоззрения, мотивов и ценностей). Итогом таких реформ стало ухудшение образовательного результата выпускников школ и абитуриентов вузов, причины которого - игнорирование инноваторами и реформаторами образования положений педагогической науки, выводов методологии науки, мнений деятелей научного педагогического сообщества и вытекающий отсюда стиль управления образованием, уже много лет соответствущий одиозной схеме «телега впереди лошади». Прогнозируются отрицательные результаты вводимых инноваций слияния школьных дисциплин и введения нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

DOI: 10.15372/PEMW20180107


8.
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ

Т.А. Федотова
Днепровский национальный университет им. О. Гончара, Днепр, Украина
feduy@ukr.Net
Ключевые слова: вуз, образование, бизнес, интеграция, трудоустройство, стажировка, государственно-частное партнерство, university, education, business, integration, employment, internship, state and private partnership
Страницы: 1618-1623

Аннотация >>
Проанализированы основные аспекты сближения академической учебы и профессиональной деятельности. Определены основные формы сотрудничества с целью повышения уровня профессиональной подготовки выпускников, сокращения времени на производственную адаптацию, внедрения в учебные заведения. Аккумулирован опыт зарубежных стран, имеющих эффективные формы практического взаимодействия вуза с предприятиями, для решения проблем интеграции образования и бизнеса. Проанализировано государственночастное партнерство как одно из эффективных направлений в системе бизнес-образования, его составляющие и основные подходы к организации.

DOI: 10.15372/PEMW20180108


9.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД

С.Г. Горин
Международный институт повышения квалификации и переподготовки, Новосибирск, Российская Федерация
info@gem.nsk.ru
Ключевые слова: синергетика, постне- классическая методология, дисфункции образовательной системы, инновационные формы образования, заработная плата преподавателей, эндаумент-фонды, synergetics, postneoclassical methodology, breaches in educational system, innovative forms of education, teachers’ salary, endowment funds
Страницы: 1624-1630

Аннотация >>
В статье на основе использования элементов постнеклассической методологии, в рамках синергетического подхода рассмотрены негативные последствия модернизационных трансформаций в системе российского высшего образования в постсоветский период: проявления элементов бюрократизации и формализации, протекционизма и коррупции, излишней коммерционализации и ограничения академических свобод. Актуализирована проблема использования средств эндаументов и других внебюджетных привлеченных средств, а также инновационных форм преподавания в целях реформирования образовательной системы как институционального феномена.

DOI: 10.15372/PEMW20180109


10.
ФАСИЛИТИРУЮЩИЕ И ИНГИБИРУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКУЮ КОММУНИКАЦИЮ ФАКТОРЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

П.В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
edeltanne@list.ru
Ключевые слова: дидактическая коммуникация, факторы, фасилитирующие и ингибирующие дидактическую коммуникацию, открытая коммуникативная позиция обучающего, дополнительные линии коммуникации, didactic communication, factors facilitating and inhibiting didactic communication, open communicative position of a student, additional communication
Страницы: 1631-1639

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме эффективности дидактической коммуникации обучаемого и обучающего. Анализ отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует о росте интереса исследователей к более глубокому изучению факторов, фасилитирующих и ингибирующих процесс дидактической коммуникации. Однако субъективные представления обучаемых об этих факторах недостаточно изучены педагогической психологией. Исследование строится на базе предложенной автором модели дидактической коммуникации, включающей такие аспекты, как темпорально-топологический (время и пространство учебного взаимодействия), организационный, индивидуально-личностный, рефлексивный. Инструментом исследования послужила авторская методика опросного типа, отражающая вышеуказанные структурные компоненты процесса дидактической коммуникации. В состав исследовательской выборки вошли три группы студентов первого курса Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского (средний возраст 18 лет, общая выборка составила 84 человека). По итогам исследования выявлены представления обучаемых о факторах, благоприятствующих и препятствующих процессу дидактической коммуникации с обучающим. Респонденты отдали предпочтение учебному взаимодействию, которому присущи психологически комфортные темпорально-топологические условия, открытая коммуникативная позиция обучающего и его коммуникативная инициативность. Обучаемыми одобряются формы организации учебного взаимодействия, характеризующиеся возможностью образования дополнительных линий коммуникации, задействованностью многих каналов передачи учебного содержания, аффективной насыщенностью процесса дидактической коммуникации. Не приветствуется дидактическая коммуникация, которая своими темпорально-топологическими характеристиками сводит на нет коммуникативную инициативу участников и обедняет репертуар их взаимодействия.

DOI: 10.15372/PEMW20180110


11.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И.А. Сергеева1, О.В. Щербакова2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
sergeevairina@ngs.ru
2Сибирский университет водного транспорта, Новосибирск, Российская Федерация
Fisher-54@yandex.ru
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дистанционное образование, непрерывное образование, электронная образовательная система, графические дисциплины, заочное обучение, further training, distance education, lifelong learning, electronic educational system, graphic modules, correspondence education
Страницы: 1640-1646

Аннотация >>
Дополнительное профессиональное образование - важный элемент в обучении и профессиональной подготовке студентов технических вузов. В статье актуализируется проблема организации и внедрения непрерывного образования в систему обучения. Возникшее противоречие между требованиями современного общества к специалисту и сложившимися реальными условиями обучения студентов заставило нас реорганизовать процесс преподавания графических дисциплин, используя элементы дополнительного дистанционного образования. Была рассмотрена возможность подготовки студентов заочной формы обучения инженерностроительных специальностей по графическим дисциплинам на примере дистанционного обучения с использованием электронной образовательной системы Moodle 3. Обучающая среда включает в себя учебно-методический комплекс дисциплин с применением компьютерных и интернет- технологий, средств мультимедиа, упражнений для самостоятельной работы студентов. Обучение студентов происходит дистанционно, без отрыва от производства, что значительно повышает качество освоения дисциплин графического цикла.

DOI: 10.15372/PEMW20180111


12.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» В ФГАОУ ВО В«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

А.Е. Новоселова, И.В. Осипова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Российская Федерация
anastasiya.ev@bk.ru
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительная профессиональная образовательная программа, профессиональнопедагогическая деятельность, компетентностный подход, повышение квалификации, additional professional education, additional professional educational program, professional- pedagogical activity, competence approach, professional development
Страницы: 1647-1654

Аннотация >>
Рассматривается дополнительное профессиональное образование с учетом изменений в современной высшей школе. Предложены подходы к моделированию профессиональной образовательной программы «Документационное и правовое обеспечение деятельности образовательной организации» в Российском государственном профессионально-педагогическом вузе.

DOI: 10.15372/PEMW20180112


13.
СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

О.В. Шакирова, Е.С. Громова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
shakirova.ov@dvfu.ru
Ключевые слова: физическое воспитание, самосовершенствование, культура здорового образа жизни, студенческая молодежь, спорт, physical training, self-improvement, culture of a healthy lifestyle, student’s youth, sport
Страницы: 1655-1659

Аннотация >>
Роль и значение физической культуры в системе современного российского образования существенно выросла. Это объясняется актуальностью социально-значимых проблем, связанных с укреплением здоровья нации, необходимостью внедрения физической культуры в повседневную жизнь людей, повышения уровня физической грамотности и подготовленности. Задача физической культуры высшей школы - дать будущему специалисту целостную систему знаний, которая обеспечит ему правильное использование средств физической культуры для самосовершенствования и достойной социализации в обществе начала XXI в. На примере реализуемой в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) программы физического образования авторы статьи анализируют цель, задачи, ключевые элементы, композицию курса и ожидаемые от ее внедрения результаты. Авторы предлагают присмотреться к опыту ДВФУ и поделиться своими предложениями или замечаниями по данной теме.

DOI: 10.15372/PEMW20180113


14.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РИСКАМИ

Н.Б. Стрекалова1,2
1Тольяттинская академия управления, г. Тольятти, Российская Федерация
snb_05@mail.ru
2Самарский университет, г. Самара, Российская Федерация
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, образовательные риски, управление, independent work of students, educa-. tional risks, management
Страницы: 1660-1669

Аннотация >>
Информатизация общества и интеграционные процессы в нем, потребность в специалистах, способных выполнять профессиональную деятельность в глобальной сети, повышать свою профессиональную компетентность и самообучаться на протяжении всей жизни, обусловливает изменение образовательной парадигмы, повышение активности обучаемого, усиление значимости самостоятельной работы студентов, развитие неконтактных форм обучения и перенос учебного процесса в Интернет. Выход в глобальное образовательное пространство сопровождается появлением рисков разной природы, влияющих на качество обучения. Выявление потенциальных образовательных рисков, установление их влияния на качество обучения и последующее упреждение негативных последствий возможно с опорой на средовой подход, представляющий собой технологию опосредованного управления образовательными процессами. Как одна из основных форм учебного процесса самостоятельная работа студентов требует особого внимания к ее качеству. В современных условиях осуществления учебного процесса предметом самостоятельной работы студентов выступают огромные информационные массивы, а инструментом их обработки - глобальные сетевые технологии. Выполнение самостоятельной работы студентов сопровождается появлением технологических, организационных, методических, коммуникативных и валеологических рисков. Проведенные пилотные исследования подтвердили суть самостоятельной работы (информационноисследовательская деятельность), влияние нехватки времени и личной неорганизованности на качество ее выполнения (организационные риски), потребность в педагогической помощи (методические риски) и сложности удаленного взаимодействия с преподавателем (коммуникативные риски). Для обеспечения качества самостоятельной работы студентов в статье предложены: управленческая триада - взаимосвязанные управленческие процессы опосредованного педагогического управления, самоуправления студента, совместного управления студента и преподавателя; разработанная с международных стандартов ИСО система управления качеством самостоятельной работы студентов.

DOI: 10.15372/PEMW20180114


15.
МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Н. Астанина1,2, Н.О. Вербицкая3
1Уральский гуманитарный институт, Екатеринбург, Российская Федерация
anna_astanina@mail.ru
2Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Российская Федерация
3Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Российская Федерация
verbno@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, самомотивация, заочное отделение, CEFR, e-learning, quality of education, selfmotivation (intrinsic motivation), correspondence course
Страницы: 1670-1676

Аннотация >>
Переход к современной парадигме образования предполагает реализацию принципов и методик электронного обучения в повышении качества обучения иностранному языку студентов как очного, так и заочного обучения. Современные отечественные и зарубежные исследователи приходят к выводу о том, что использование электронных ресурсов и методик электронного обучения (e-learning) способствует повышению результативности обучения, организации самостоятельной работы студентов, постепенно становясь неотъемлемым элементом преподавания иностранного языка. В контексте обучения студентов-заочников иностранному языку необходимо определить, насколько студенты осведомлены о международных стандартах обучения и готовы ли они перейти на уровневую систему оценивания знаний и как повлияет использование электронных методик обучения на результативность освоения дисциплины. В рамках исследования был проведен эксперимент по определению международного уровня развития языковых компетенций студентов-заочников, а также готовности студентов работать самостоятельно с электронным компонентом курса. В результате исследования авторы пришли к выводу, что в отсутствии внешней мотивации самомотивация студентов является недостаточным фактором для эффективного внедрения методик электронного обучения и повышения качества обучения иностранному языку на заочном отделении.

DOI: 10.15372/PEMW20180115


16.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. Макарова, Ю.В. Гришина, С.Ю. Бубнова
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация
vn_makarova@mail.ru
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, модуль, индивидуальная образовательная траектория, компетенции, further training, educational program, module, individual educational route, competences
Страницы: 1677-1687

Аннотация >>
Дополнительное образование представляет собой уникальный социокультурный институт, инновирование которого определено в качестве одной из приоритетных задач современной образовательной политики. Идея целенаправленной подготовки педагогов новой формации для системы дополнительного образования возникла и стала реальным вызовом времени в связи с разработкой программного государственного документа «Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года», а также профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», предъявляющего новые требования к знаниям, умениям, трудовым действиям специалистов. Ключевыми ожиданиями от педагогов системы дополнительного образования становятся их готовность к использованию и созданию инноваций, наличие навыков разработки инновационных проектов и программ, участия в проектных командах. Изменение миссии, функций и механизмов деятельности педагога дополнительного образования, согласно мнению авторов, требует построения процесса его профессиональной подготовки в соответствии со стандартами третьего поколения в форме сквозных метапредметных модулей как систем учебно-исследовательских заданий и профессионально-ориентированных проектов. В статье представлены результаты проектирования модульной магистерской программы, нацеленной на подготовку педагогов дополнительного образования, способных реализовывать современные образовательные программы, ориентированные на развитие инициативы, самостоятельности и творчества детей. Особое внимание уделено принципам и логике организации образовательного процесса, специфике построения модульной образовательной программы и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

DOI: 10.15372/PEMW20180116


17.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РФ

Л.Н. Бережнова, С.А. Воронов
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург
simabln@mail.ru
Ключевые слова: информационная компетенция, ИКТ-компетенция, позиции в определении информационной компетенции, взаимосвязь информационной и ИКТ-компетенции, связь компетенции и компетентности, information competence, ICT competence, positions in the definition of information competence, the relationship of information and ICT competence, the relationship of competence and competency
Страницы: 1688-1693

Аннотация >>
В статье рассматриваются компетенции, которые важны для военнослужащих и являются ключевыми в условиях общей информатизации общества и постоянного роста значимости информационного противодействия. Обозначено наличие определенной сложности в выявлении сфор- мированности компетенций в системе высшего военного профессионального образования и отмечена необходимость разработки универсального категориального аппарата для диагностики уровня сформированности компетенций. По мнению авторов, в условиях информационного воздействия на граждан нашего государства извне необходимо уметь своевременно ориентироваться в информационном потоке, анализировать получаемую информацию и преобразовывать ее для дальнейшей трансляции. Военнослужащие, выполняющие ряд специфических задач по защите интересов государства и общества, также подвержены этому воздействию. В качестве рассматриваемых ключевых компетенций авторы выделяют информационную и ИКТ-компетенцию; приводят базовые понятия в области информационных технологий; раскрывая понятия информационной компетенции, указывают на наличие в ряде исследований ошибочной трактовки терминов «компетенция» и «компетентность». Приводятся две ярко выраженные позиции в понимании содержания информационной компетенции, основанные на аналитической стороне информации, ее техническом способе получения и обработке. Установлена связь между информационной компетенцией и ИКТ-компетенцией, отмечено, что, по существу, ИКТ-компетенция является составной частью информационной компетенции, отражающей техническую сторону поиска, обработки и передачи информации. Авторы рассматривают взаимосвязь указанных компетенций и компетентности человека; приводят уточненные определения информационной и ИКТ-компетенции, основанные на результатах проведенного теоретического анализа.

DOI: 10.15372/PEMW20180117


18.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П.Г. Воронцов1, Т.И. Крылова2, Н.М. Лобыгина1, Т.С. Просекова1, Е.В. Ушакова1
1Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, Российская Федерация
sport-altai@mail.ru
2Омский государственный технический университет, Омск, Российская Федерация
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, вузовское управление, студенческое самоуправление, личностное саморазвитие, научно-исследовательская работа студентов в сфере физической культуры, спорта, здорового образа жизни, students’ research, university management, student self-government, personal self-organization, research in the field of physical culture, sports and healthy lifestyle
Страницы: 1694-1701

Аннотация >>
Научно-исследовательская работа студентов является действенным фактором организации творческой деятельности личности, студенческого самоуправления и вузовского администрирования. Часть студенческих научных разработок, выполненных, как правило, совместно с ведущими преподавателями кафедр, может вносить определенный вклад в вузовскую науку. Научно-исследовательская работа студентов физкультурно-спортивной направленности и по поиску путей формирования здорового образа жизни индивидуального и коллективного характера осуществляется в вузах на кафедрах физической культуры, физического воспитания. В статье рассмотрен опыт организации научно-исследовательской работы студентов в системе административного вузовского управления и студенческого самоуправления.

DOI: 10.15372/PEMW20180118


19.
ВНЕДРЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КЛАСТЕРООРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Н. Я. Гарафутдинова
Омская лаборатория экономических исследований СО РАН, Омск, Российская Федерация
Ключевые слова: кластер, резиденты кластероориентированной экономики, подготовка молодых специалистов, закрепление специалистов, кадровый резерв, подготовка управленческих кадров, кадровая политика предприятия, cluster, residents of cluster-oriented economics, young specialists training, adaptation and maturation of specialists, staff, management staff training, human resource policy
Страницы: 1702-1708

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию механизмов новых форм работы предприятий и организаций различных форм собственности в составе нового объединения кластерного типа. Соответственно для их выхода на новую форму взаимодействия ключевым фактором будет являться кадровая политика, направленная на поиск интегрированных вариантов подготовки кадров, работу с ними по направлениям адаптации и закрепления в регионе, а также совместные действия всех уровней власти (муниципальной, региональной и предприятий на уровне государственно-частного партнерства). Разработка новых элементов кадровой политики позволит создать основу для подготовки молодых специалистов всех уровней и их первичной адаптации через процесс наставничества, сформировать сегмент руководящих управленческих кадров, а также подготовить команду единомышленников для освоения новой стратегии развития региона.

DOI: 10.15372/PEMW20180119


20.
МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В«ГИДРАВЛИКА И НЕФТЕГАЗОВАЯ ГИДРОМЕХАНИКА»)

Е.Л. Гусейнова, Э.Р. Васильева
Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Октябрьский, Республика Башкортостан, Российская Федерация
of.ugntu@mail.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, мотивационный критерий, мотивация, professional competence, motivational criteria, motivation
Страницы: 1709-1716

Аннотация >>
В статье обосновывается актуальность проблемы развития компетенций студентов на примере технического вуза при изучении дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» бакалаврами специальности «Нефтегазовое дело». Обосновывается необходимость повышения уровня мотивации студентов к учебной деятельности. Автором описывается процесс развития мотивационного критерия профессиональных компетенций. Предусматривается три уровня развития: низкий, средний, высокий. Анализируется и описывается содержательное наполнение всех трех приведенных уровней развития мотивационного критерия. Приводятся и анализируются результаты проведенного анкетирования с целью выявления уровня мотивации среди студентов дневной и заочной форм обучения. Описывается применяемая балльно-рейтинговая система, внедряемая в учебный процесс вуза и способствующая повышению уровня мотивации студентов к учебной деятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20180120


21.
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
Ключевые слова: психологический анализ учебного занятия, педагог, рефлексия, целеполагание, проектирование, организация познавательной активности, учебной деятельности, мотивация обучающей деятельности, стиль общения, особенности общения, дидактическая коммуникация, профессиональная рефлексия, psychological analysis of a lesson, teacher, reflection, goal setting, design, , organization of cognitive activity, educational activities, motivation of learning activity, style of communication, features of communication, didactic communication, professional reflection
Страницы: 1717-1726

Аннотация >>
Психологический анализ учебного занятия представляет собой комплексную процедуру, которая дает возможность исследовать психологическую обоснованность и целесообразность действий педагога, а также осуществить гармоничное и успешное проектирование учебных занятий в будущем. Предметом психологического исследования/рефлексии являются поведенческие акты (поступки и действия) педагога: учителя, преподавателя на занятии - и вызываемые ими формы активности школьников/студентов. Можно выделить следующие аспекты анализа: целеполагание занятия и его проектирование; психологию организации познавательной активности учащихся; 3) мотивацию учебной деятельности студентов и построение отношений с ними; 4) стиль и иные особенности профессионального общения и дидактической коммуникации в целом; 5) профессиональную рефлексию. При всей важности особенностей познавательной, мотивационной и интерактивной сторон актуального взаимодействия наибольшее значение в успешности занятий и проектировании имеют профессиональная рефлексия и целеполагание специалиста. Целеполагание позволяет оценить особенности имеющихся у педагога/преподавателя умений и знаний в области проектирования и конструирования, рефлексия - воздействовать на развитие этих знаний и умений. Использование интегративной схемы психологического анализа учебного занятия позволяет будущим и работающим педагогам смоделировать психологически содержательный способ педагогического взаимодействия, в котором представлен не один, а система компонентов психологической подготовки к педагогической деятельности. В своем профессиональном становлении и развитии студент и педагог переходят от анализа деятельности и действий отдельных участников к целостной картине взаимодействия, объединяющей их конкретные, позитивные и негативные, большие или меньшие вклады в проектирование, воплощение и рефлексию занятия, а также различные его аспекты: ценностно-мотивационные, познавательные, коммуникативные.

DOI: 10.15372/PEMW20180121


22.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ КАК МОТИВИРУЮЩЕГО ФАКТОРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ

Н.Р. Круглова
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация
nrkruglova@yandex.ru
Ключевые слова: успех, успешность, виды успешности, спецкурс В«Основы успешной жизнедеятельностиВ», success, success rate, types of success rate, module В«Fundamentals of successful lifeВ»
Страницы: 1727-1730

Аннотация >>
В статье рассмотрены сущностные особенности понятий «успех» и «успешность». Определено, что успех и успешность связаны с целенаправленной деятельностью по закреплению успеха. Выделены основные методологические подходы и технологии формирования успешности: нейролингвистическое программирование, аксиологический подход и бенчмаркинг. Определены общие условия формирования успешности. Предложена методология практической реализации формирования успешности личности в процессе образовательной деятельности в вузе.

DOI: 10.15372/PEMW20180122