Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.201.16.34
    [SESS_TIME] => 1711652564
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 31a921d0f017c054ffe7bceab6d3c2e7
    [UNIQUE_KEY] => d75f7cbadd4f3cf5052c13a3ce0c8519
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 1

ПОТЕНЦИАЛ СЕМИОТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОИСКЕ НОВОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, пр-т. Карла Маркса, 20
polyankina@corp.nstu.ru
Ключевые слова: семиотика образования, система образования, знак, интерпретация, семиозис, В«большая метафораВ» образования, edusemiotics, system of education, system of education, sign, interpretation, semiosis, В«root-metaphorВ» of education
Страницы: 166-174
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

Семиотика образования (edusemiotics) - относительно новая отрасль философии образования, обладающая, по мнению автора, потенциалом для переосмысления и разрешения противоречий, накопившихся в системе современного российского образования. Источник противоречий - неверный выбор концептуальной метафоры образования, положенной авторами современной образовательной политики и реформ в основу проектирования желаемых результатов преобразований, а именно производственной метафоры, рассматривающей систему образования с позиций экономцентричной логики. Данные социологических исследований в русле образования и контент-анализа дискурса об образовании, используемых для метафорического моделирования, подтверждают примат данной метафоры над другими. Лингвистическими маркерами этой метафоры являются следующие: образовательная услуга, потребитель образовательных услуг, эффективность образовательного процесса, оптимизация образовательного процесса, знания как товар и т. д. Аналогичная метафора господствует и в США. Следствия концептуальной метафоры, формирующей сознание граждан, - пассивная роль обучающихся, обесценивание труда преподавателя, неадекватные критерии оценки качества образования. Альтернативной метафорой образования является метафора «участия» или «практики», сравнивающая образование с путешествием, растениеводством или строительством, подразумевающая совместное творчество учеников и преподавателей, активную роль первых и высокий статус последних. К сожалению, в отечественном образовательном дискурсе этой метафорой оперирует лишь часть профессионального сообщества, а не регуляторы и не все остальные граждане. По мнению автора, семиотика образования обладает потенциалом для того, чтобы обратить внимание общественности на важность концептуальной метафоры образования, декларируемой на уровне государства, поскольку именно эта отрасль философии образования изучает процесс семиозиса и отношения между смыслами, которыми оперирует концептуальная метафора образования.

DOI: 10.15372/PHE2018018