Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 4

НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКИ В СВЕТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА

Н.М. Гарипова
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 298635, Россия, РК, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 14
natamigo@rfmbler.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, конвергенционные процессы в образовании, взаимопроникновение научной и художественной форм познания мира в учебном процессе, «компетентностный» и «личностно-смысловой» подходы к образованию, полифункциональность музыки в образовательном процессе, humanization of education, convergence processes in education, the interpenetration of scientific and artistic forms of knowledge of the world, «competence-based» and “personal-meaning” approaches to education, polyfunctionality of music in the educational process
Страницы: 150-164
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Цель статьи - эксплицировать невостребованный потенциал музыки в современном образовательном процессе, вскрыв механизмы ее воздействия на человека, понимание которых позволит эффективно выстраивать обучение, ориентируясь на ценный для человечества опыт, осваиваемый как личностный смысл благодаря искусству звуков. Способность музыки позитивно влиять на духовно-нравственную сферу личности традиционно находится в фокусе внимания многих педагогов-музыкантов, она отмечается также музыковедами и музыкантами-философами. Однако большинство авторов лишь констатирует эту способность без объяснения ее механизмов, нередко сосредоточившись при этом на одном из ее аспектов. Это не позволяет определить место музыки в образовательном процессе и в полной мере использовать ее потенциал для совершенствования человека. Методология и методика исследования. Решение проблемы совершенствования человека и современного образования видится в опоре на концепцию нравственной философии М. М. Бахтина, на теорию личностного смысла Д. А. Леонтьева, а также на единую теорию психических процессов Л. М. Веккера. Выбор методов статьи был детерминирован обращением к таким понятиям и явлениям, как формы освоения действительности, личностный смысл, что потребовало осуществления контент-анализа литературы, а также использования диалектического и гипотетического методов познания. Результаты исследования. В статье указывается, что компетентностный подход к образованию на современном этапе развития общества малоэффективен в цивилизационном плане; доказывается, что музыка - нечто большее, чем учебная дисциплина; раскрываются механизмы ее «сверхдидактических» функций. Предлагаемое автором использование музыки позволяет говорить о конвергенционных процессах в образовании, которые могут осуществляться не только на основе взаимопроникновения знаний различных дисциплин, но и на основе взаимопроникновения различных форм познания мира - научного и художественного («знаниевого» и личностно-смыслового). Заключение. Экспонированные в статье функции музыки и пути применения музыкального материала в образовательном процессе - пока ее неиспользованный потенциал, реализация которого будет способствовать культивированию человеческого в человеке.

DOI: 10.15372/PHE20180414
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину