Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.145.183.34
    [SESS_TIME] => 1711725943
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 3f926af6a167dcadea6ef849c04f3480
    [UNIQUE_KEY] => 42a506b963e8e9c8c68c7eadb3297c3a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 1

ПАТРИОТИЗМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: патриотизм, нравственно-организующее начало, ценности гражданственности, экономический индивидуализм, этика достоинства, основы образовательной стратегии, patriotism as a spiritual, moral and organizing beginning of life of the Russian people, values of civic consciousness, economic individualism, ethics of dignity as the basis of educational strategy
Страницы: 41-57
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация

Введение. Современное представление о достоинстве как основании антропологической аксиологии и образовательной стратегии основано на постоянной актуализации духовного совершенствования личности, включающего в себя патриотизм и гражданственность, поэтому проблема сущности человека (патриота и гражданина) оказывается возможной только как бытие достойное. В XX в. декларативно достоинство было признано одним из основополагающих неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, что было зафиксировано как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Конституции России, принятой в 1993 г. Об этом также свидетельствует одна из энциклик Папы Иоанна Павла Второго (от 25 марта 1995 г.), посвященная человеческому достоинству. Методология и методика исследования. Для исследования патриотизма как духовного нравственно-организующего начала жизни русского народа мы используем методологические законы философии воспитания - воздействие «внешнего» через «внутреннее». Ценности гражданственности и экономического индивидуализма, выполняющие функции перспективных стратегических жизненных целей личности, требуют обратиться к методологии аксиологии образования как ядру системы социальных и образовательных ценностей. Также применимы методологические принципы этики образования. Сегодня это одна из основ образовательной стратегии, во многом обусловленная этикой достоинства как фундамента мировоззренческих основ гуманизма. Результаты исследования. Обсуждение аксиологических основ российского института образования представляется возможным через философско-методологическое уточнение и раскрытие следующих понятий: «патриотизм как духовное нравственно-организующее начало жизни русского народа», «ценности гражданственности и экономического индивидуализма», «этика достоинства как основа образовательной стратегии». На основе обсуждения содержания данных положений личность нами рассматривается как объект и субъект образования. Заключение. Патриотизм, гражданственность, достоинство как жизненные стратегии российского общества напрямую зависят от духовного воспитания. Поэтому формирование новой образовательной стратегии должно включать гражданское достоинство личности, основанное на социальной зрелости индивида. Российское образование сегодня берет на себя миссию создания новой глобальной образовательной парадигмы, включающей национальные духовные традиции Востока и Запада, великую русскую культуру, без чего невозможны мобилизация духовно-нравственных сил общества.

DOI: 10.15372/PHE20190104