Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.201.64.238
    [SESS_TIME] => 1711632082
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 33734ab9d74483e16a510e9d6d2c95f7
    [UNIQUE_KEY] => 72cfeb8f0e5209be5718af2ec5aa77e0
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 3

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭЛИТЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Б. Гухман
Тверской государственный университет, Тверь, Россия
gukh39@yandex.ru
Ключевые слова: культурная элита, культ знаний, информационная культура, общество знания, самообразование, языки объяснения и понимания, элитология, cultural elite, cult of knowledge, information culture, knowledge society, self-education, languages of explanation and understanding
Страницы: 116-136

Аннотация

Введение. Рассматривается проблема формирования российской профессиональной культурной элиты. Цели статьи - обосновать необходимость трансформации отечественной системы массового профессионального образования в личностное (элитное) и дать соответствующие рекомендации по формированию продуктивной культурной элиты как движущей социальной силы постиндустриального общества знания. В научно-философской литературе даются рекомендации по использованию существующей культурной элиты, но не по ее практическому формированию в современных условиях. Методология и методика исследования. В рамках системно-деятельностной философской методологии используются методы системного анализа социотехнических систем применительно к проблеме воспитания российских профессиональных культурных элит во всех областях технико-экономической и социально-гуманитарной деятельности. Результаты исследования. Формирование профессиональных культурных элит требует решения четырех насущных проблем: отсутствия культа знаний у студентов; некачественности общего среднего образования; неразвитости информационно-технической инфраструктуры учебных заведений; недееспособности законодательства об образовании. Из трех альтернативных способов достижения цели исследования (элитарное образование, поиск прирожденных талантов, приглашение иностранных профессионалов) приоритетным выбран (посредством обоснованного критерия выбора) поиск прирожденных талантов. Предложены методы такого поиска. Обоснована целесообразность включения в элитные образовательные программы (вне зависимости от их профессиональной ориентации) философии, гуманитарных дисциплин, системного анализа. Компьютеризованную форму обучения предлагается совмещать с более приоритетной традиционной живой формой общения педагогов и студентов. Обоснована необходимость внедрения в педагогическую практику языка понимания, оперирующего со смыслами изучаемых объектов и явлений. Заключение. Обоснована необходимость (в интересах социального прогресса) преобразования российской системы массового профессионального образования в личностное (элитное) и даны соответствующие практические рекомендации. Новизна исследования, по мнению автора, состоит в использовании системного анализа в элитологии.

DOI: 10.15372/PHE20190308