Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.226.185.207
    [SESS_TIME] => 1713511343
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ae9d9305a3e383d13f03b94165e50a98
    [UNIQUE_KEY] => a57435f1d9533459ce64a67edefb9c67
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

С.И. Черных1, К.Ю. Казанцев2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
k0rtez@inbox.ru
Ключевые слова: онтология образования, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, потребительский капитал, экосистема субъектов образования, академический капитализм, ontology of education, intellectual capital, human capital, structural capital, consumer capital, ecosystem of educational subjects, academic capitalism
Страницы: 5-17

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются методологические принципы построения модели формирования интеллектуального капитала регионального вуза. Интеллектуальный капитал рассматривается как ресурс в формировании потенциала регионального вуза в условиях нарастающий конкуренции и трансформации образовательного пространства России, а также как механизм преодоления регионального неравенства в развитии образовательной среды. Методология и методика исследования. Анализируется понятие «интеллектуальный капитал», определяются принципы строительства модели интеллектуального капитала регионального вуза как специфического типа организации. В основе анализа лежат институциональный, структурно-функциональный и статистический подходы. Рассматриваются методологические разработки теории человеческого капитала P. Altbach, П. Бурдье, P. J. Gumport, Д. Роджеро, Б. Кларкса, S. Slaughter, Дж. Коулмена, Р. Патнэма и др., а также ряда отечественных исследователей. Важную часть статьи составляет определение факторов трансформации региональных вузов, которые направлены на преодоление экстенсивности их развития и усиления конкурентовозможности за счет повышения качества управления. Результаты исследования. Дается обзор основных методологических подходов к определению понятий «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальный капитал регионального вуза», определяются внешние и внутренние факторные индикаторы, необходимые для построения структурной модели интеллектуального капитала. Доказываются роль субъективного фактора интеллектуального сообщества регионального вуза и возрастание роли этого фактора в повышении конкурентоспособности региональных вузов. В качестве определяющего фактора анализируется вовлеченность сотрудников, которая как важный HR-тренд определяет формирование конкурентных возможностей вуза «изнутри». Заключение. Делаются выводы о том, что современные региональные вузы находятся в ситуации «нестабильного выбора». Эта ситуация, с одной стороны, определяется их зависимостью от централизованного финансирования, что обусловливает их неавтономность и минимизирует академическую свободу; с другой - эти процессы усугубляются ведомственной разобщенностью региональных вузов и неравенством как в социальном, так и в экономическом аспектах между регионами. Внутренними акторами, определяющими «нестабильный выбор», являются качество управления и слабая вовлеченность академического сообщества в процессы формирования стратегии развития вуза. Концепции предпринимательского университета, академического капитализма, инновационного цикла взаимодействия «вуз - бизнес - производство» в настоящее время могут быть реализованы для очень ограниченного количества российских вузов. Предлагаются некоторые пути преодоления этих ограничений.

DOI: 10.15372/PHE20200201