Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.135.205.146
    [SESS_TIME] => 1713241189
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 536394d989034ad35bc966718354c97b
    [UNIQUE_KEY] => 0500b2ec849388ad68d2c985802a65b6
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: аксиология, аксиология образования, аксиологические основы образования, законы аксиологии образования, свобода образования, логос и антилогос, axiology, axiology of education, axiological foundations of education, laws of axiology of education, freedom of education, logos and antilogos
Страницы: 31-47

Аннотация

Введение. Возникающие новейшие парадигмы и концепции образования, в которых образовательная реальность отражается с помощью новых способов философского теоретизирования, в большинстве случаев обязывают оценивать их с позиции аксиологических императивов. Для того чтобы образование отвечало современным общественно-индивидуальным запросам и соответствовало актуальным ценностным ориентирам мирового сообщества, мы должны осознавать, что главную ценность для общества представляет самоэволюционирующийся индивид. Поэтому в научный оборот современной философии образования включаются новые понятия «онтология образования», «эпистемология образования», «аксиология образования», «праксиология образования» и др. Их цель - не только подчеркнуть интеллектуальную эволюцию как главную миссию образования, но и определить его аксиологическую направленность в соотношении индивидуального и общественного форм бытия на основе выявления законов их функционирования и значимых феноменологических констант аксиологии образования. Методология и методика исследования. Применяя философско-аксиологический подход в обсуждении сопровождающих образование феноменов (логос и антилогос, свобода в образовании и свободное образование, механизмы ценностной институционализации, технологии выращивания целей-ценностей образования), «работающих» в логике диалектических законов развития, мы стремимся определить аксиологические основания системы российского образования. Существующая диалектическая методология перехода от абстрактного к конкретному, от общего к особенному в понимании, что все большее основывается на накоплении малого, создает возможности для уточнения и согласования аксиологических основ образования и законов их взаимодействия. Результаты исследования нового раздела философии образования рассматриваются нами как необходимая основа системы образования. С целью определить аксиологическую направленность в соотношении индивидуальной и общественной форм бытия в статье рассмотрены ценностно-образовательные ориентиры, закрепленные в декларативных законах об образовании, относящихся к числу кардинальных и субкардинальных; даны определения базисных и надстроечных ценностей системы образования; выработаны некоторые способы изучения зарождающейся новой аксиологии образования на основе законов ее функционирования. Признано, что самыми значимыми феноменологическими константами в аксиологии образования следует считать «логос» и «антилогос», которые имеют определяющее воздействие на формирование социальной и образовательной реальности, а также ментально-смысловое понимание «свободы в образовании» и «свободного образования». Для преодоления кризисного состояния общественного сознания предложено введение в образовательную практику технологий и механизмов самостоятельной ценностной институционализации индивида. Заключение. Обзор аксиологической реальности образования позволяет утверждать, что социокультурные ценности являются ключевыми для организации образовательной системы. Изучение и одновременно выработка понимания закономерностей развития ценностного общественно-индивидуального сознания позволят сориентировать образование на формирование методологического содержания собственных базисных и надстроечных ценностей.

DOI: 10.15372/PHE20200203