Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.200.39.110
    [SESS_TIME] => 1711642387
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 083540db5b04d12bb7e3c564a1cc6047
    [UNIQUE_KEY] => 7ed568900651c2661cc7438b440f1d78
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Вихман
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
vvv@smc.nstu.ru
Ключевые слова: образование, теоретический образ феномена образования, социальный конструкционизм, дисциплинарный подход, трансдисциплинарность, трансдисциплинарное конструирование, education, theoretical image of a phenomenon of education, social constructionism, disciplinary approach, transdisciplinarity, transdisciplinary designing
Страницы: 48-63

Аннотация

Введение. Статья нацелена на поиск решения проблемы постижения образования как объекта исследовательских интересов различных научно-дисциплинарных областей. Ситуация познания объекта исследования отягощена не столько наличием существующего и постоянно восполняемого массива теоретических представлений об образовании, порождаемых дисциплинарными областями, сколько их беспорядочностью, разноформатностью и неоднородностью применимых научных подходов. Выдвигается предположение, что каждая дисциплинарная научная область воссоздает, то есть конструирует присущий только ей «дисциплинарный теоретический образ образования». Видится, что в основе конструирования последнего лежат дисциплинарные исследовательские традиции, относящиеся к применяемым дисциплинарным методам и конструктам познания. Аргументируется, что постоянное продуцирование теоретических представлений об образовании исключительно в монодисциплинарных рамках не только не проясняет онтологию столь сложного социального феномена, как образование, но и затрудняет осмысление связей, свойств, закономерностей и отношений образовательных реалий как таковых. Предлагается в качестве новизны познания обращение к одной из возможных исследовательских стратегий решения возникшего своеобразного дисциплинарного доминирования в познании образования - к идее трансдисциплинарного конструирования. Отмечается, что переход к трансдисциплинарности в случае решения задачи теоретического постижения образования позволит пересечь дисциплинарные «границы» и устои, перенести схемы познания из разных дисциплин, выйти на метарамки исследования и приобрести холистический взгляд на проблему. Фиксируется, что результатом обращения к трансдисциплинарному конструированию станет синтезированный продукт дисциплинарных изысканий - трансдисциплинарный теоретический образ феномена образования. Методология и методика исследования. Теоретический анализ литературных источников в части дисциплинарных исследований об образовании позволяет выделить перспективное направление его познания - трансдисциплинарное конструирование его теоретических образов. Концепция трансдисциплинарного конструирования теоретических образов объекта исследования основывается на обращении к одной из ведущих парадигм в теории познания - конструктивизму (в частности социальному конструкционизму), а также введении авторского идеально-типического конструкта «теоретический образ феномена образования». Идеально-типический конструкт «теоретический образ феномена образования» призван выступить в качестве идеализированной конструкции, интегрирующей в себе все атрибутивные признаки дисциплинарных теоретических образов образования, не исключающие их предметную самодостаточность. Результаты исследования. Усиление внимания к проблеме познания образования как сложного и многоуровневого феномена в своей полидисциплинарной исследовательской притягательности связано в первую очередь с осмыслением дисциплинарных эвристических возможностей. Многочисленные исследования показывают, что определяющее влияние на возникновение массива теоретических представлений об образовании оказывают такие научные области и направления, как педагогика, психология образования, социология образования и, наконец, философия образования. Следует отметить, что теоретические суждения об образовании носят аналитический характер и не исключают других дисциплинарных точек зрения на него. Нельзя не заметить, что научные данные монодисциплинарных изысканий при кажущейся обширности демонстрируют узость проникновения в онтологию такого сложного феномена, как образование. Принципиально новое решение заявленной проблемы постижения феномена образования видится в трансдисциплинарном фокусе зрения. В связи с этим новая полоса изысканий в части познания феномена образования представлена нами в виде следующих аспектов: 1) опора на авторский идеально-типический конструкт «теоретический образ феномена образования»; 2) осуществление трансдисциплинарного конструирования теоретического образа феномена образования посредством формирования дисциплинарных прообразов, положенных в его основание. Трансдисциплинарный теоретический образ феномена образования, выступающий некой синтезированной версией дисциплинарных воззрений на образование, позволит не только решить вышеобозначенную проблему разнобоя теоретических представлений о нем, но и с высокой долей вероятности выстроить его холистическое видение. Заключение. В осмыслении способов познания феномена образования дисциплинарные науки и практики прошли довольно длительный и сложный путь. Отдавая должное тому, что было сделано, отметим: в условиях сложности и многоплановости изучаемого нами социального феномена, коим является феномен образования, настоятельной потребностью остается поиск иных стратегий его исследования. Вычлененные нами обстоятельства, позволившие утверждать, что дисциплинарные науки конструируют собственный дисциплинарный теоретический прообраз образования, послужили ориентиром для смены фокуса исследования феномена образования в его теоретических представлениях. В наших изысканиях значим тот факт, что обращение к трансдисциплинарному подходу в конструировании и получение на его основе теоретического образа феномена образования, который, на наш взгляд, выступает синтезированным форматом его дисциплинарных «предшественников», весьма актуальны и эвристически продуктивны.

DOI: 10.15372/PHE20200204