Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.15.144.170
    [SESS_TIME] => 1715827821
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a0000bb9fd1c3a90ac0810ad0f95ca3c
    [UNIQUE_KEY] => 671d3936e103318ca51f403b9a08ef49
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 1

Проблема гуманитарного содержания человеческого капитала в образовательных системах России и за рубежом: сравнительный анализ

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, гуманитарное содержание, образовательные системы
Страницы: 65-74

Аннотация

Введение. Проблема гуманитаризации человеческого капитала заключается в технократизации образования и рассмотрении этого феномена в контексте экономических наук. Ярчайшим примером проблемы гуманитарного содержания человеческого капитала выступил Болонский процесс, главной причиной которого стала не культурная трансляция национальных ценностей внутри европейских государств, а неспособность удовлетворить возрастающие потребности экономического сегмента. Компаративный анализ реформирования систем образования в европейских странах продемонстрировал, что основным вектором образовательной политики является ведение рыночного модельного образца, где вместо педагогических задач навязывается предоставление образовательных услуг. В связи с этим решение проблемы заключается в переосмыслении человеческого капитала и рассмотрении его в контексте педагогической науки с учетом определения гуманитарной составляющей человеческого капитала как ключевой. Методология. В качестве методологической основы используется сравнительный анализ содержания образовательных программ в высших учебных заведениях в странах Западной Европы, Азии и России. Обсуждение. Представлены основные характеристики образовательных систем стран-инициаторов Болонского процесса. Отмечается, что Болонский процесс (как пример экономической концепции формирования человеческого капитала), предполагающий двухуровневое образование, способствовал экономизации ресурсов с возможностью расширения и доступности высшего образования, выбора профессии, развития образовательной мобильности, однако этот процесс не смог предотвратить радикальную модернизацию существующих высших учебных заведений, практически полную потерю самобытности и идентичности национальных систем образования. Заключение. Основной проблемой современной системы образования является отсутствие определений ее целей и средств, соответствующих современным реалиям, требующих осознания того, кто и что является субъектом образовательного процесса, а также таких феноменов, как нравственные и ментальные ценности, морально-этические убеждения, внутренняя культура личности и др. Именно поэтому возникает острая необходимость в новом взгляде и новой интерпретации феномена человеческого капитала (образования) в контексте педагогической науки.

DOI: 10.15372/PHE20230105
EDN: KMSQYR
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину