Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.168.76
    [SESS_TIME] => 1715665882
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 6606ab1cf9a7608f96cf2bfd7ef676fc
    [UNIQUE_KEY] => c5fbfb51d561a0feb40b27bdf0ad35cf
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 2

Роль образовательного пространства в процессах социализации и идентификации

Т.В. Чапля
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
chap_70@mail.ru

Ключевые слова: социализация, идентификация, образовательное пространство, личность, общество
Страницы: 5-22

Аннотация

Введение. Процессы социализации и идентификации сопровождают общество всю его социальную историю и связаны с выработкой определенных инструментов для включения новых индивидов в существующий порядок. Одним из таких инструментов выступает образовательное пространство. Исследование роли образовательного пространства в процессах успешной социализации и идентификации представляется весьма актуальным. Методология. Теория символического интеракционизма позволяет рассмотреть особенности процессов социализации и идентификации с точки зрения социального взаимодействия, «принятия роли другого». Теория социологии знания, акцентирующая внимание на связи между личностью и внешней средой, роли влияния внешних факторов на протекание процессов социализации и идентификации дает возможность проследить связь и зависимость между социализацией, идентификацией и образовательным пространством. Обсуждение. На основании принятия роли Другого раскрыты механизмы освоения личностью образовательного пространства, показано, что выстроенное целенаправленно образовательное пространство позволяет субъекту свободно входить в общество через основные системы социальных ролей, ценностей, норм и правил поведения, формируя тем самым социальную и личностную идентичность в процессе социализации и идентификации. Сделан акцент на том, что стихийная социализация в отличие от управляемой строится не по возрастному критерию, а по индивидуальным предпочтениям, что позволяет личности оказывать влияние на общество и менять его. Заключение. Образовательное пространство выступает инструментом в процессах социализации и идентификации через семью, формальные образовательные организации и учреждения. Социализация и идентификация функционируют как два противоположных процесса: первый направлен на консолидацию общества через систему образования и социального контроля, вписывая индивида в существующий порядок, позволяя сформировать в нем чувство безопасности, принадлежности к «своим»; второй, напротив, способствует осознанию своей индивидуальности, особости по отношению к другим, позволяя каждому члену общества реализовывать свои творческие потребности, вносить свой вклад в культуру.

DOI: 10.15372/PHE20230201
EDN: JQVDXT
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину