Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.143.245.137
    [SESS_TIME] => 1715683174
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 17972542c1acf54ffe7205fac51d5b62
    [UNIQUE_KEY] => 71bf272f035bcffd8a9d1f0e0eb4742c
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 2

Онтология человека в контексте современного образования

В.А. Гончарова
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
v-goncharova@yandex.ru

Ключевые слова: система образования, онтология человека, мировоззрение, методологический комплекс
Страницы: 83-108

Аннотация

Введение. Новые экзистенциальные схемы, предложенные миру и человеку в борьбе за выживание в условиях эпохи пандемии, обостряют необходимость переосмысления онтологии современного человека. Цель статьи заключается в попытке автора построить понимание сущности такой онтологии как целевой ориентир современного образования. Методология. В основе статьи лежит следующее методологическое понимание: будучи фиксируема в вариантах, онтология «опредмечивается» в индивидуальном мировоззрении и «прививается» человеку на основе способов мышления и деятельности, а также смыслов этой деятельности. Анализ этого методологического комплекса предлагается транслировать через систему образования. Обсуждение. На основаниях анализа методологического комплекса, характерного для современной системы образования, выдвинут тезис о варианте онтологии человека современности как компетентного «пользователя» противостоящей его творческому потенциалу «демиург-системы»; человека, ориентированного на выживание и потенциально не способного превзойти эту систему. Необходимым становится переосмысление человекоразмерности такой онтологии в контексте образования. Проблема современного образования заключается в отсутствии полагаемой целью широкой экзистенциальной рамки осмысления образовательных процессов и механизмов создания условий для становления человеческого в человеке. Онтологически ориентированное образование нацелено на создание и построение естественной среды для проявления и развития естественной человеческой субъектности. Для этого необходим ряд условий: содержательная целостность образования, развитие соответствующих видов мышления (безопорного, критического, системного, методологического), развитие рефлексии, развитие воображения и способности мечтать, эстетический характер образования, формирование экзистенциальных смыслов человека, развитие в образовании темы души и духовности. Заключение. Миссия современного образования видится в том, чтобы обратить признаки нестабильности эпохи в возможность построения гуманной (человекоразмерной) онтологии человека. При этом значимыми становятся те же инновации, но понимаемые как вариант традиционного опыта. В случае онтологически ориентированного образования - это опыт взращивания человеческого в человеке.

DOI: 10.15372/PHE20230206
EDN: JDJWBR
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину