Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.218.209.8
    [SESS_TIME] => 1714359280
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 592ff23c38ac72082cd63d04353fb652
    [UNIQUE_KEY] => 13f785a27ec79498591e01d988bec62d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2024 год, номер 1

Философский дискурс о самоопределении человека в образовании

Г.И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru

Ключевые слова: человек, образование как способ бытия, самоопределение как трансцендирование, образовательное знание, педагогическая антропология
Страницы: 5-22

Аннотация

Введение. Современные педагогическое и философское сообщества не всегда отчетливо осознают необходимость совместности исследований в сфере образования. Эта необходимость определяется общностью предмета философии и педагогики в области самоопределения человека и его бытийственных поисков. Неосознание общности обнаруживается в разночтении задач по конкретному решению проблемы самоопределения. Так, педагогической задачей считается необходимость разработки педагогической инженерии или тех практических и конкретных приемов, реализация которых могла бы свидетельствовать об окончательном и успешном самоопределении как остановке и завершении этого процесса, когда все методические приемы реализованы и цель кажется достигнутой. Философия же обосновывает образование и самоопределение как способ бытия человека и, следовательно, как никогда не прекращающийся процесс. Актуально акцентировать внимание на антропологическом (нетехнологическом) характере работы педагогики, которая, опираясь на философско-антропологическое зрение, становится педагогической антропологией. У этих дисциплин общая методология - философское воззрение на человека. Предлагается методология М. Шелера, рассматривающего образование как способ бытия человека, а «образовательное знание» (термин М. Шелера), инициирующее его бытие, - как не прекращающийся процесс самоопределения (мировоззренческого, духовно-нравственного и др.). Общими оказываются и методы работы: экзистенциализм и герменевтика, проблематизация и интерпретация, теоретизация и конкретный анализ эмпирических фактов. Обсуждение. Для раскрытия специфики самоопределения человека в образовании важно увидеть педагогическую деятельность в философском ракурсе, когда за словом «самоопределение» стоит человек в его бытии. Самоопределение основывается не на логическом, но на онтологическом определении человека, то есть на свойственных для его бытия характеристиках. Заключение. Делается вывод о возможности совместной (философии и педагогики) работы на основе использования философской методологии в обосновании понятия самоопределения в педагогике. Результаты исследования могут рассматриваться в качестве методологии формирования принципов образовательной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20240101
EDN: QCLURF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину