Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

Принятые к публикации статьи

Выпуск № Неопубликованное

21.
ЭВОЛЮЦИЯ ИНТРУЗИВНОГО МАГМАТИЗМА ЗАПАДНОГО САЯНА

С.Н. Руднев1, Г.А. Бабин2, Д.В. Семенова1, А.В. Травин1


1 Институт геологии и минералогии им В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, просп. Акад. Коптюга, 3, Россия
2 Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского, Санкт-Петербург, Средний проспект, 74, Россия
Дополнительные материалы 



Оптика атмосферы и океана

2024

Выпуск № 2

22.
Моделирование изменений климата и вариаций атмосферного озона с 1980 по 2020 г. с помощью химико-климатической модели SOCOLv3

М.А. УСАЧЕВА1,2, С.П. СМЫШЛЯЕВ1,2, В.А. ЗУБОВ2,3, Е.В. РОЗАНОВ2,4
1Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург, Россия
usa4eva.m@mail.ru
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
smyshl@rshu.ru
3Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова, Санкт-Петербург, Россия
v_zubov@rambler.ru
4Davos Physico-Meteorological Laboratory and the World Radiation Center PMOD/WRC, Davos-Dorf, Switzerland
eugene.rozanov@pmodwrc.ch
Ключевые слова: численное моделирование, стратосферный озон, озоноразрушающие вещества, изменения климата, Монреальский протокол, солнечная активность, стратосферный аэрозоль
Страницы: 158-162

Аннотация >>
Для оценки относительного вклада основных химических и физических процессов в наблюдаемую изменчивость климата и газового состава атмосферы в 1980-2020-х гг. проведены численные эксперименты с химико-климатической моделью SOCOLv3. Исследовались следующие факторы, определяющие изменчивость основных климатических характеристик: изменение содержания озоноразрушающих субстанций; изменения концентраций парниковых газов, температуры поверхности океана и площади морского льда; вариации солнечной активности; изменение содержания атмосферного аэрозоля. Для оценки относительной роли данных факторов были проведены расчеты по сценариям с учетом каждого фактора по отдельности, а также базовый модельный эксперимент по сценарию, учитывающему все факторы одновременно. По результатам численных экспериментов выявлен относительный вклад разных факторов в изменения температуры тропосферы и нижней стратосферы, а также содержания озона с 1980 по 2020 г. Результаты модельных расчетов сопоставлялись с данными спутниковых измерений SBUV.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Регион: экономика и социология

2024

Выпуск № 1

23.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИЗУЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ СИБИРИ: ОТ ОПИСАНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ

В.А. Крюков
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Россия, Москва
leksinvn@yandex.ru
Ключевые слова: Академия наук, Сибирь, социально-экономическое развитие, комбинирование, территориально-производственные комплексы, субъекты хозяйственной деятельности, взаимодействие
Страницы: 13-65

Аннотация >>
В статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать основные тенденции в изучении экономики Сибири на протяжении 300-летней истории Российской академии наук. Показано, что исследование социально-экономических процессов на обширной территории и с точки зрения тематики, и с точки зрения его направленности во многом определялось такими важнейшими обстоятельствами, как роль и место макрорегиона в решении проблем развития страны в целом, а также степень вовлеченности государства в выстраивание системы форм, мер и шагов по созданию благоприятных условий как для хозяйственной деятельности, так и для проживания населения. Отличительная особенность деятельности Академии наук состояла в учете разнообразных условий (как природных, так и культурно-исторических) социально-экономического развития территории Сибири. На основе сочетания обширных прикладных и полевых исследований с работами фундаментального (общесистемного) характера были разработаны и предложены подходы к формированию траекторий долгосрочного социально-экономического развития, которые в целом ряде случаев предвосхищали парадигму устойчивого эколого-социально-экономического развития. В числе основных трудностей реализации разработанных и предложенных сотрудниками РАН решений и подходов в социально-экономической области следует отметить доминирование отраслевого (ранее ведомственного, в настоящее время корпоративного) начала. Отрицание на практике эффективных форм горизонтальной координации на региональном (межрегиональном) уровне реализации проектов социально-экономического развития явилось и продолжает оставаться основной причиной слабого (недостаточного) использования полученных сотрудниками РАН обобщенных выводов и их предложений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

24.
О КОНТУРАХ И РЕАЛИСТИЧНОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

В.Е. Селиверстов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
sel@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: национальные и региональные модели развития, модель развития Сибири, пространственное развитие, региональная политика, восточный вектор развития России, связность пространства, модель роста социальной ценности, трансграничные взаимодействия, адаптационная модель Сибири, Сибирское отделение РАН
Страницы: 66-114

Аннотация >>
В статье рассмотрены целесообразность и предпосылки формирования новой модели развития Сибири, даны понятия национальной и региональной моделей развития. Показаны особенности и сформулированы направления реализации модели развития Сибири в условиях адаптации к вызовам и угрозам последнего времени, в том числе выделены пять типов маневрирования и приспособления к новым условиям развития: структурный маневр, транспортно-логистический маневр, управленческий маневр, научно-технологический маневр, пространственный маневр. Рассмотрены контуры новой модели развития Сибири, которая может быть реализована в период перехода на траекторию возобновляющегося экономического роста России с его высоким качеством. Предложены шесть векторов - основополагающих принципов и направлений реализации такой модели, главными из которых являются переход на модель возобновляющегося роста социальной ценности, усиление связности пространства Азиатской России и формирование новой системы трансграничных взаимодействий. Исходя из анализа Основных положений XIV пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального развития КНР и перспектив до 2035 года показано, что Китай в своих стратегических планах фактически ориентирован на такую модель развития. В заключение дана оценка реалистичности предлагаемой модели развития Сибири.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

25.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ АГЛОМЕРАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Е.А. Коломак1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
ekolomak@academ.org
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: агломерационные эффекты, микроэкономический анализ, предприятия, эмпирический анализ, регионы России
Страницы: 150-176

Аннотация >>
В статье рассматривается функционирование агломерационной экономики в регионах России, проводится эмпирический анализ результатов работы предприятий и изучается их зависимость от близости к крупному региональному рынку. Информационной основой исследования выступают данные СПАРК-Интерфакс за 2019-2020 гг. Проведенный анализ не подтвердил распространенное мнение о том, что агломерационные эффекты проявляются на очень ограниченных территориях центра России. Эконометрические оценки свидетельствуют о значительном вкладе агломерационной экономики в эффективность компаний, расположенных в различных частях страны. Во всех географических зонах и федеральных округах РФ имеются регионы как с существенными, так и с незначимыми положительными агломерационными эффектами, в некоторых регионах они отрицательные. Проявление агломерационных эффектов в регионах не зависит ни от плотности экономической активности, ни от уровня развития коммуникационной инфраструктуры. Очевидно, что отсутствие кооперации между местными производителями препятствует реализации существующего агломерационного потенциала в стране.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

26.
АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ОСНОВАНИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Л.В. Мельникова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
melnikova@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: межрегиональная дифференциация, конвергенция, производительность труда, структурные различия, структурный анализ, сдвиг-доля
Страницы: 177-200

Аннотация >>
В статье исследуется межрегиональная дифференциация уровней производительности труда (ПТ), лежащих в основе различий региональной экономической динамики. Средствами структурного анализа «сдвиг-доля» оценена значимость отраслевой структуры и ее изменений в формировании межрегиональных различий уровней ПТ. Был выполнен структурный анализ изменений в производительности труда, измеренной объемом ВДС на одного занятого в экономике, на данных субъектов РФ в разрезе отраслей ОКВЭД за период 2011-2021 гг. Результаты анализа выявили тенденцию к конвергенции региональных уровней ПТ. Основной вклад в конвергенцию вносят региональные сдвиги, возникающие из внутриотраслевых различий ПТ в зависимости от локации производств, и в существенно меньшей степени - отраслевые сдвиги, указывающие на межотраслевые различия ПТ. Основной вклад в дивергенцию региональных уровней ПТ вносят локализационные сдвиги, возникающие в процессе специализации региона на производствах, представляющих его сравнительные преимущества. Локализационные сдвиги большей частью происходят в азиатских регионах России.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2024

Выпуск № 1

27.
Относительность аристотелевской картины мира

Э.С. Абдулаева
Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия
elita8881@mail.ru
Ключевые слова: научная картина мира, Аристотель, метафизика, космология, аристотелизм, научная революция, геоцентрическая модель, Вселенная, сущность, материя, форма
Страницы: 87-102

Аннотация >>
Введение. Анализируются основные положения космологической картины мира Аристотеля, ставшей первой научно обоснованной концепцией бытия всего сущего. Основанная на принципиально новой методологии научного познания - метафизике - аристотелевская картина мира рассматривает сущность мироздания как естественный, целостный процесс, обусловленный причинами, лежащими внутри самого мира. Методология исследования опирается на принципы феноменологии теории познания и герменевтику толкования публикаций по аристотелевской метафизике. Обсуждение. Метафизика Аристотеля не только стала основанием античной картины мира, но и обусловила рождение самой науки как обособленной от остальных форм познания мира системы знаний. Одним из значимых диалектических подходов в исследовании стало выявление противоречий аристотелевской картины мира. Идея гелиоцентризма, «выросшая» из аристотелевской методологии, стала альтернативной научной картиной мира, определившей дальнейший ход научного развития. Ее господство в научном мире как совокупности имеющихся представлений о природе и окружающей реальности стало константной величиной и развивается, трансформируется, прогрессирует в соответствии с развитием научной мысли, адекватной тем представлениям, которые имеют место в текущем моменте. Заключение. Учение Аристотеля определило формат всего научного мировоззрения на уровне фундаментальных структур, многие из которых в определенной степени сохраняли и сохраняют свою актуальность в сменяющемся потоке времен и парадигм. Космология Аристотеля - смелый шаг человеческой мысли в познании неизвестности, она по праву признана первой научной картиной мира. При всей фундаментальности аристотелевского учения многие положения его концепции необходимо считать относительными.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

28.
Философский потенциал вузовской дисциплины В«Основы российской государственности»

Л.В. Хохлова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил, Россия
lvhohlova@mail.ru
Ключевые слова: государственность, общество, цивилизация, культурно-исторический тип, культура, духовные приоритеты, курс «Основы российской государственности»
Страницы: 103-116

Аннотация >>
Введение. Цель статьи - анализ нового образовательного курса «Основы российской государственности», ставшего обязательным для изучения в российских вузах с 2023 г. Подчеркивается междисциплинарный и интегративный характер дисциплины. Исследуются возможности курса в контексте развития мировоззрения, формирования ценностей, направленных на служение обществу и духовное совершенствование. Сделан обзор публикаций в научной периодике, обсуждающих проблемы, выявленные в ходе преподавания нового курса. Методология. Объект исследования - курс «Основы российской государственности», апробированный на заочном отделении Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Предмет исследования определяется образовательным потенциалом русской философии серебряного века, который понимается в контексте указанного курса как антропоцентрическое содержание российской цивилизации, синтезированное с социально-нравственной интенцией. Применена методология теоретического сравнительно-исторического философского анализа. Обсуждение. Рассматриваются образовательные возможности дисциплины «Основы российской государственности» в ее обусловленности историей и философией. Подчеркивается онтологическая доминанта курса, что обосновывает необходимость философских интерпретаций исторического своеобразия российской цивилизации. Особое внимание уделено философскому аспекту понимания дисциплины, который лишь опосредованно входит в содержание курса, но играет важную роль в развитии мышления студента, позволяя практически осваивать получаемые знания путем сравнения, аргументации и систематизации. Предлагается знакомить студентов с традициями духовных приоритетов в становлении человека и общества, заявленных в русской философской мысли. Заключение. Сделаны выводы о мировоззренческом значении курса, интегрирующего политические, культурные и исторические особенности российской духовности, составляющие основы современной российской государственности. Подчеркивается вывод о том, что русская философия является достоянием мировой культуры и ее изучение способствует пониманию духовно-нравственных истоков российской цивилизации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

29.
Исследование компетентности магистрантов в специфике уральской региональной архитектуры: подходы к преодолению вестернизации

Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: магистранты, социокультурные риски, вестернизация, взаимовлияние культур, региональная архитектура, Уральский регион
Страницы: 117-129

Аннотация >>
Введение. Решая в образовании задачи формирования критического и ценностно-ориентированного отношения к отечественным архитектурным традициям, следует учитывать риски вестернизации. Исследование имеет целью выявить компетенции магистрантов-дизайнеров в области истории уральской региональной архитектуры с необходимостью корректировки учебного курса магистерского плана «История региональной архитектуры». Методология. Опрос магистрантов разных направлений художественного образования, в частности направления подготовки 54.04.01 «Дизайн» проводился в течение трех лет в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова. В опросе приняли участие 32 студента первого курса (педагоги изобразительного искусства, дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, технологи художественной обработки материалов, архитекторы). Исследование проводилось в три этапа: первый - теоретический - позволил определиться с основными понятиями и целью последующей работы, второй состоял из опроса магистрантов, а третий заключался в корректировке учебного курса «История региональной архитектуры». Его рассматривали как основное средство преодоления вестернизации. Обсуждение. Вестернизация как поверхностное и некритическое отношение к ценностям отечественной культуры чаще всего проявляется в суждениях и оценках, поэтому опрос и собеседование - наиболее удобные формы для ее выявления. Причиной может быть отсутствие системных знаний о предмете или явлении. Как показывает опыт, региональное искусство и архитектура мало знакомы студентам, а слабо развитая способность сравнительного и хронологического анализа не позволяет объективно оценить произведения Уральского региона. Заключение. Исследование подтверждает, что большинство магистрантов находится под влиянием западноевропейского архитектурного искусства, обусловленным культурой вестернизации. Для ее преодоления требуются конкретные меры, связанные с освоением национальных ценностей отечественной культуры, а для дизайнеров еще и знания о достижениях и сложившихся архитектурных традиций Уральского региона.`
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

30.
Состояние и пути совершенствования практической подготовки будущего учителя физики

К.С. Евстафьева1,2, Н.С. Пурышева1
1Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
k.evstafyeva@yandex.ru
2Общеобразовательная школа № 2054, Москва, Россия
Ключевые слова: практическая подготовка, профессиональная деятельность, учитель физики, содержание практической подготовки, модель организации практической подготовки, методический практикум
Страницы: 130-146

Аннотация >>
Введение. В настоящее время система образования подвержена глубоким трансформациям, затронувшим сущность и содержание качественной подготовки учителя физики в педагогическом вузе. Отсутствие концептуальных теоретических основ в подготовке учителя физики порождает противоречие между современными тенденциями модернизации профессионального образования и реальным состоянием методической подготовки студентов в вузе, не позволяющей на должном уровне сформировать профессиональные умения, обязательные для успешного решения образовательных задач. Методология. Объектом исследования выступает процесс подготовки будущего учителя физики к профессиональной деятельности, предметом - методика практической подготовки будущего учителя физики. Проведен сравнительный анализ примеров организации практической подготовки учителя физики в Соединенных Штатах Америки, Германии, Великобритании и Канаде. Обсуждение. Признавая сложность системы организации обучения студентов в педагогических вузах, состоящей из отдельных взаимоисключающих блоков, отвечающих разным образовательным целям, большинство исследователей проявляют интерес к вопросу модернизации именно практической подготовки будущих учителей физики. Предлагаются введение комплекса дидактических материалов, методических пособий, варианты моделирования методических систем в подготовке учителя физики к различным видам деятельности. Обсуждается один из возможных вариантов - создание общей системы специальных практикумов, связанных с изучением физики. Концептуальной идеей такой организационно-содержательной модели практической подготовки будущих учителей физики является интеграция традиционной педагогической практики и инновационных подходов. Заключение. Состояние качественной практической подготовки будущего учителя физики все более актуализируется в настоящий момент. История получения естественно-научного образования в России и мире обнаруживает большой спектр организации и осуществления учебно-производственной практики. Но главный тезис в пространстве и времени звучит однозначно: качественно подготовленный специалист-преподаватель должен уметь применять свои знания на практике.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 21 - 30 из 43479
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все