В статье изложена история текста сочинения Максима Грека «Словеса против Иоанна Людвига Вивеса». Определены отношения между авторскими собраниями сочинений писателя: Румянцевским и Хлудовским (середина XVI в.) Выделен и описан этап бытования текста в составе Соловецкого собрания (вторая половина XVI в.), которое было положено в основу формирования Поморского собрания (начало XVIII в.). Последние своды оказали большое влияние на сибирскую книжную культуру. Отмечены особенности рецепции «Словес» русским населением Сибири.
В статье рассматриваются рукописная и книжная традиции, связанные с почитанием первого иркутского святого святителя Иннокентия, их взаимодействие и соотношение в течение XIX – начала XX в.; затрагивается вопрос об их трансформации в условиях советской власти.
Статья посвящена теме межэтнических и межкультурных контактов. Рассматривается воздействие русской музыкальной традиционной культуры на фольклорные традиции коренных народов Сибири. Описаны функционирование и трансформации православных песнопений и русских народно-песенных жанров (духовные стихи, лирические и игровые песни, частушки) в интонационных культурах хакасов, шорцев и других сибирских этносов. Работа выполнена на материале рубежа XX–XXI вв.
В статье рассматриваются вопросы исследования сибирских локальных традиций как определение структуры компонентов музыкально-этнографической традиции, формирование базы источников для сравнительного изучения песенного фольклора, текстологическая подготовка ранних источников и др. Некоторые проблемы ставятся автором впервые.
В статье характеризуются материалы для этномузыковедческой подготовки тома «Фольклор кетов» серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Основной источник – аудиозаписи, собранные в экспедициях 2004 и 2005 гг. Среди других материалов – архивные фонограммы (Н. Каргер, В. Анучин, А. Айзенштадт и др.) и немногочисленные опубликованные нотные записи.
В статье анализируется стилевая вариация в самых ранних записях алтайского героического эпоса, опубликованных В.В. Радловым. Учитывать ее крайне важно при изучении национального эпического наследия и его текстологии, тенденций развития художественного стиля в целом. Анализ стилевого варьирования героических сказаний, опубликованных В.В. Радловым, позволяет характеризовать их как типичные образцы художественной фактуры устной эпической поэзии алтайцев, которые сохранили свою значимость и сегодня.
В статье в историко-типологическом плане описаны древнейшие мифологические сюжеты хакасских мифов о первотворении. Объектом исследования являются образы птиц-демиургов, стоявших, по представлениям древних хакасов, у истоков мироздания. Рассматриваются отдельные мифологические сюжеты о двух утках, впоследствии разделивших мир. Прослеживается процесс формирования сюжета мифов о первотворении. Выявляются черты мифов о первотворении, обусловленные общими историко-генетическими корнями.
В статье анализируются подходы к изучению пословиц в современной лингвистике и фольклористике: функциональный, структурно-семиотический, когнитивный и лингвокультурологический. Выбрав в качестве главного структурный подход, автор представляет свое понимание пословицы как текста, имеющего несколько уровней (ритмико-звуковой, лексический, грамматический, синтаксический и смысловой). Исследователь считает, что в изучении поэтики пословиц должны анализироваться эти функциональные уровни.
В статье на основе разнопланового материала предпринята попытка характеристики ритуальной пищи бурят. Продукты питания были включены в гостевой этикет, семейно-бытовые и религиозные обряды, использовались в магии и гадании. Ритуальная пища бурят состояла из мясных, молочных, мучных и растительных продуктов. Особое внимание в работе уделено раскрытию семантики и символики обрядовой пищи бурят.
Целью статьи является анализ основных тенденций развития современного искусства и народных промыслов Сибири в контексте этнической мобилизации через обращение к древним художественным образам и традициям. Особый акцент сделан на наиболее эффективно развивающемся направлении, которое определяется синтезом художественных традиций разных народов и эпох. Это направление тесно связано с проблемой освоения культурного пространства Сибири. Основой исследования являются авторские полевые материалы.