Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых

2024

Выпуск № 1

41.
ВЛИЯНИЕ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ОБРАБОТКИ СОБИРАТЕЛЯ СИЛЬВИНОВОЙ ФЛОТАЦИИ НА ЕГО СТРУКТУРНЫЕ СВОЙСТВА И КОЛЛОИДНОЕ СОСТОЯНИЕ

В.Е. Буров, В.З. Пойлов, И.С. Потапов, К.Г. Кузьминых
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
vladimire.burov@gmail.com
Ключевые слова: Собиратель, солянокислый амин, сильвиновая флотация, ультразвуковая обработка, динамическая вязкость, энергия активации Гиббса, коагуляция, мицеллярная структура
Страницы: 165-174

Аннотация >>
Исследованы структурные и коллоидные свойства собирателя - солянокислого амина, обработанного ультразвуком, при сильвиновой флотации. На основании вязкостно-температурных зависимостей рассчитана свободная энергия Гиббса вязкого течения раствора солянокислого амина, необработанного и обработанного ультразвуком. Установлено, что амины, обработанные ультразвуком и добавленные в насыщенные водные растворы солей, более устойчивы к коагуляции. Исходя из результатов синхронного термического анализа, ИК-спектроскопии и рентгенофазового анализа, сделано заключение, что УЗ-обработка солянокислого амина незначительно увеличивает степень кристалличности амина. Результаты работы расширяют представление о влиянии ультразвуковой обработки на изменения структурных и коллоидных свойств собирателя, которые важны при оптимизации процессов флотации, а также для эффективности и устойчивости флотационного производства хлорида калия.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

42.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПРИБРЕЖНЫХ ПЕСКОВ РОССЫПНЫХ МИНЕРАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Б.Р. Рагхупатруни1, М. Бигнарадж2, С. Дипиндра2
1Институт технологии минералов и материалов, Бхубанешвар, Индия
bhimaraoscientist1978@gmail.com
2Компания Indian Rare Earths (India) Limited, Чатрапур, Индия
Ключевые слова: Редкоземельные элементы, монацит, циркон, обогащение минералов, винтовой сепаратор, россыпные минералы, электростатический сепаратор, магнитный сепаратор
Страницы: 175-182

Аннотация >>
Рассмотрен технологический процесс извлечения монацита и циркона. Установлено, что из прибрежного песка с содержанием 0.0096 % монацита и 0.028 % циркона можно получить концентрат монацита с содержанием 97.90 % и извлечением 61.20 % и концентрат циркона с содержанием 98.70 % и извлечением 21.50 %.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

43.
ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКАЧКИ ДРЕНАЖНЫХ ВОД ЯКОВЛЕВСКОГО РУДНИКА В ГЛУБОКИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

Л.А. Еланцева, С.В. Фоменко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
elantseva@bsu.edu.ru
Ключевые слова: Яковлевский рудник, система осушения, нижнекаменноугольный водоносный горизонт, водопонижающие скважины, наклонно-восстающие скважины, закачка дренажных вод
Страницы: 183-190

Аннотация >>
Для системы осушения Яковлевского рудника исследуется возможность закачки отбираемых дренажных вод в глубокие геологические структуры. Данная проблема обусловлена увеличением высоты зоны водопроводящих трещин и интенсификацией гидравлической связи между нижнекаменноугольным и руднокристаллическим водоносными горизонтами вследствие увеличения мощности выработанного пространства при выходе рудника на производственную мощность 5 млн т, что может привести к прорывам вод в подземные горные выработки. Выполнено прогнозное моделирование совместной работы системы осушения и участков закачки дренажных вод нижнекаменноугольного водоносного горизонта с целью обеспечения безопасных условий ведения горных работ.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2024

Выпуск № 1

44.
Философский дискурс о самоопределении человека в образовании

Г.И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru

Ключевые слова: человек, образование как способ бытия, самоопределение как трансцендирование, образовательное знание, педагогическая антропология
Страницы: 5-22

Аннотация >>
Введение. Современные педагогическое и философское сообщества не всегда отчетливо осознают необходимость совместности исследований в сфере образования. Эта необходимость определяется общностью предмета философии и педагогики в области самоопределения человека и его бытийственных поисков. Неосознание общности обнаруживается в разночтении задач по конкретному решению проблемы самоопределения. Так, педагогической задачей считается необходимость разработки педагогической инженерии или тех практических и конкретных приемов, реализация которых могла бы свидетельствовать об окончательном и успешном самоопределении как остановке и завершении этого процесса, когда все методические приемы реализованы и цель кажется достигнутой. Философия же обосновывает образование и самоопределение как способ бытия человека и, следовательно, как никогда не прекращающийся процесс. Актуально акцентировать внимание на антропологическом (нетехнологическом) характере работы педагогики, которая, опираясь на философско-антропологическое зрение, становится педагогической антропологией. У этих дисциплин общая методология - философское воззрение на человека. Предлагается методология М. Шелера, рассматривающего образование как способ бытия человека, а «образовательное знание» (термин М. Шелера), инициирующее его бытие, - как не прекращающийся процесс самоопределения (мировоззренческого, духовно-нравственного и др.). Общими оказываются и методы работы: экзистенциализм и герменевтика, проблематизация и интерпретация, теоретизация и конкретный анализ эмпирических фактов. Обсуждение. Для раскрытия специфики самоопределения человека в образовании важно увидеть педагогическую деятельность в философском ракурсе, когда за словом «самоопределение» стоит человек в его бытии. Самоопределение основывается не на логическом, но на онтологическом определении человека, то есть на свойственных для его бытия характеристиках. Заключение. Делается вывод о возможности совместной (философии и педагогики) работы на основе использования философской методологии в обосновании понятия самоопределения в педагогике. Результаты исследования могут рассматриваться в качестве методологии формирования принципов образовательной деятельности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

45.
Институциональные факторы развития патриотизма (на примере семьи и образования)

А.Ю. Тумин
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
tumin-msk@mail.ru
Ключевые слова: патриотизм, гражданское самосознание, социальное мировоззрение, институт образования, институт семьи, формирование патриотизма в гражданской среде
Страницы: 23-39

Аннотация >>
Введение. Одними из главных задач гуманитарного знания является определение угроз общественной стабильности и анализ защитных социальных механизмов, обеспечивающих эффективность общественной экосистемы. Традиционное воспитание, связанное с ролью патриотизма в обеспечении конструктивности общественных отношений, в условиях интенсивных социальных вызовов по-новому актуализирует вопрос о ценности патриотического сознания. Цель исследования - социально-философский анализ влияния институциональных факторов на патриотическое сознание. Методология исследования патриотического сознания обусловлена социально-феноменологическим и структурно-функциональным подходами. Осмысление культурных факторов патриотизма осуществляется в рамках ряда исследований, посвященных роли институциональных факторов в формировании конструктивных гражданских установок. Обсуждение. Проведенный анализ базируется на сопоставлении основных компонентов патриотического сознания (отношение к Родине, патриотические символы, оценочные суждения в отношении окружающей социальной действительности, деятельные социальные установки, способ социальной самоидентификации) и социальных функций семьи и образования, связанных с формированием данных установок. Обосновывается, что на уровне института семьи реализуются механизмы социальной преемственности, связанные с восприятием подрастающим поколением идей и представлений, носителями которых являются старшие члены семьи, в связи с чем роль семьи в формировании патриотизма обусловлена преимущественно исходными характеристиками гражданских установок. На уровне системы образования реализуются централизованные процессы формирования гражданского сознания. Заключение. Обеспечение развития патриотизма в обществе в значительной степени зависит от функциональных характеристик институтов образования и семьи. Анализ социальных функций семьи и образования, а также их влияния на динамику патриотического сознания свидетельствует о необходимости исключения дисфункциональных процессов в этих институтах. Это связано с тем, что именно эти институты обеспечивают в наибольшей степени ключевые условия развития патриотизма в обществе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

46.
Воспитательный потенциал философии айкидо

Н.И. Бучин1, Н.В. Ронжина2
1Ассоциация Айкидо Свердловской области, Екатеринбург, Россия
buchinn@rambler.ru
2Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
obrpravo@yandex.ru
Ключевые слова: философия айкидо, техника айкидо, традиционное айкидо, будо, путь воина, кодекс чести самураев, боевые искусства, гармония
Страницы: 40-54

Аннотация >>
Введение. Целью исследования является философское осмысление теории и практики айкидо в системе овладения этим боевым искусством. Актуальность состоит в формировании гармонично развитой, духовно-нравственной личности в процессе овладения айкидо; личности, сильной телом и духом; в долгосрочной перспективе воспроизводства позитивных мировоззренческих ценностей: патриотизма, человеколюбия, эмпатии и др. Методология исследования опирается на культурно-цивилизационный подход с применением диалектического и общенаучных методов, таких как анализ современной отечественной и зарубежной литературы по истории, теории и философии айкидо; метод сравнения и экстраполяции этих теорий и практики учения на современную почву овладения искусством айкидо и выявления его воспитательного потенциала. На основании исследования первоисточников по теории и философии айкидо, современных зарубежных и отечественных источников раскрыты и актуализированы основные принципы философии айкидо с точки зрения философии воспитания. Обсуждение. В основе принципов философии айкидо лежит идея благодарности к Вселенной, предкам, окружающим людям и всему живому миру. Второй основополагающей идеей являются добродетели: храбрость, мудрость, любовь и сочувствие. Осуществлена связь добродетелей и благодарности с важными гуманистическими ценностями, составляющими ядро духовной сущности человека. Выявлено взаимодействие между основными принципами философии айкидо и физической формой техник айкидо, которое заключаются в обоюдном гармоничном развитии личности в процессе воспитания. Заключение. На основе девяти принципов диалектического единства философии айкидо разработано понятие «техника айкидо».
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

47.
Особенности древнеримской философии образования: историко-педагогический анализ

В.Я. Лалуев1,2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
vladimir_laluev@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: древнеримская и древнегреческая система образования, философия образования, системный подход, трехступенчатая система образования, риторские школы, тьютор, римская семья
Страницы: 55-70

Аннотация >>
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена обращением к особенностям древнеримской философии образования как социокультурного феномена с целью выявления в ней наиболее эффективной образовательной стратегии и полезной информации для современной педагогики. Модель древнеримской философии образования традиционно связывают с древнегреческой, разработанной Сократом, Платоном и Аристотелем, где учитель представлен наставником и носителем информации, обучающим навыкам логического мышления древнеримских юношей, делящимся с ними накопленные знания. Методология. Исследование представляет собой историко-теоретический анализ в области философии образования с использованием компаративистского, герменевтического и гносеологического подходов. Обсуждение. Для выработки научно-теоретического подхода в условиях нарастания цифровизации и информатизации российского общества необходимо отрефлексировать умение извлекать из истории философско-педагогические выводы, определять логику происходящих социально-политических событий и перенимать опыт реакции на вызовы социально-политических событий. При таком подходе к решению поставленных задач исследование древнеримской образовательной системы открывает возможность использования методологии философии образования (онтологии, эпистемологии и аксиологии). Субъективность автора в исследовании особенностей древнеримского образования позволяет выделить существенные праксиологические основы, которые в современной философии образования способны повлиять на формирование новой экосистемы образовательного пространства. Новизна исследования древнеримской философии образования обусловлена принципом преемственности в исторически сложившихся моделях образования и роли педагогов и философов как основоположников актуальной образовательной системы. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы современной педагогикой для рефлексии историчности в преемственности философско-образовательных традиций.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

48.
Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства

И.В. Козлова, М.Е. Позднякова
Институт социологии федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: образование, ценности, глобализация, кризис национальной идентичности, достоинство, национальное образование
Страницы: 71-86

Аннотация >>
Введение. Анализируются проблемы современного российского образования в условиях глобализирующих факторов постиндустриального общества, одним из которых является кризис национальной самоидентификации. В современной России гуманизация образования основана на национальной самоидентификации, в аксиологии образования рассматривается как стратегия формирования человеческого достоинства и как путь выхода из сложного состояния девальвации традиционных ценностей. Отмечается, что в условиях глобализации возвращение к классическому гуманизму и традиционным национальным ценностям российской системы образования позволит «пробудить» индивидуальное начало обучающегося, укрепить его достоинство и позитивно скажется на общественном развитии. Методология. Представлен комплексный обзор философских воззрений на предмет значимости концепции классического гуманизма в формировании достоинства человека как гражданина, а также рассмотрено значение национальной системы воспитания и образования в этом процессе. В статье используется сочетание методов философской аналогии и сравнения. Обсуждение. Раскрыта значимость возрождения классического гуманизма в системе российского образования с опорой на национальную идентичность без наложения иностранных моделей воспитания. Критическое отношение к антропоцентризму и индивидуализму может послужить стратегией формирования и укрепления человеческого достоинства в преодолении антропологического кризиса и противоречий постиндустриального общества. Концепция классического гуманизма в совокупности с независимым национальным образованием обладает потенциалом для привития подрастающему поколению ментальных основ: любви к своему языку, культуре и своей Родине, что в целом позволяет возродить национальную идентичность, укрепить человеческое достоинство, преодолеть антропологический кризис и укрепить государственную целосность. Заключение. Возрождение концепции классического гуманизма в системе российского образования, а также поворот образования на национальную идентичность и гражданственность могут позитивным образом сказаться на проблеме антропологического кризиса, порожденного обществом потребления, поскольку будут способствовать выходу из состояния девальвации традиционных ценностей, сохранению достоинства отдельного гражданина и укреплению суверенной целостности всего государства.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

49.
Относительность аристотелевской картины мира

Э.С. Абдулаева
Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия
elita8881@mail.ru
Ключевые слова: научная картина мира, Аристотель, метафизика, космология, аристотелизм, научная революция, геоцентрическая модель, Вселенная, сущность, материя, форма
Страницы: 87-102

Аннотация >>
Введение. Анализируются основные положения космологической картины мира Аристотеля, ставшей первой научно обоснованной концепцией бытия всего сущего. Основанная на принципиально новой методологии научного познания - метафизике - аристотелевская картина мира рассматривает сущность мироздания как естественный, целостный процесс, обусловленный причинами, лежащими внутри самого мира. Методология исследования опирается на принципы феноменологии теории познания и герменевтику толкования публикаций по аристотелевской метафизике. Обсуждение. Метафизика Аристотеля не только стала основанием античной картины мира, но и обусловила рождение самой науки как обособленной от остальных форм познания мира системы знаний. Одним из значимых диалектических подходов в исследовании стало выявление противоречий аристотелевской картины мира. Идея гелиоцентризма, «выросшая» из аристотелевской методологии, стала альтернативной научной картиной мира, определившей дальнейший ход научного развития. Ее господство в научном мире как совокупности имеющихся представлений о природе и окружающей реальности стало константной величиной и развивается, трансформируется, прогрессирует в соответствии с развитием научной мысли, адекватной тем представлениям, которые имеют место в текущем моменте. Заключение. Учение Аристотеля определило формат всего научного мировоззрения на уровне фундаментальных структур, многие из которых в определенной степени сохраняли и сохраняют свою актуальность в сменяющемся потоке времен и парадигм. Космология Аристотеля - смелый шаг человеческой мысли в познании неизвестности, она по праву признана первой научной картиной мира. При всей фундаментальности аристотелевского учения многие положения его концепции необходимо считать относительными.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

50.
Философский потенциал вузовской дисциплины В«Основы российской государственности»

Л.В. Хохлова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил, Россия
lvhohlova@mail.ru
Ключевые слова: государственность, общество, цивилизация, культурно-исторический тип, культура, духовные приоритеты, курс «Основы российской государственности»
Страницы: 103-116

Аннотация >>
Введение. Цель статьи - анализ нового образовательного курса «Основы российской государственности», ставшего обязательным для изучения в российских вузах с 2023 г. Подчеркивается междисциплинарный и интегративный характер дисциплины. Исследуются возможности курса в контексте развития мировоззрения, формирования ценностей, направленных на служение обществу и духовное совершенствование. Сделан обзор публикаций в научной периодике, обсуждающих проблемы, выявленные в ходе преподавания нового курса. Методология. Объект исследования - курс «Основы российской государственности», апробированный на заочном отделении Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Предмет исследования определяется образовательным потенциалом русской философии серебряного века, который понимается в контексте указанного курса как антропоцентрическое содержание российской цивилизации, синтезированное с социально-нравственной интенцией. Применена методология теоретического сравнительно-исторического философского анализа. Обсуждение. Рассматриваются образовательные возможности дисциплины «Основы российской государственности» в ее обусловленности историей и философией. Подчеркивается онтологическая доминанта курса, что обосновывает необходимость философских интерпретаций исторического своеобразия российской цивилизации. Особое внимание уделено философскому аспекту понимания дисциплины, который лишь опосредованно входит в содержание курса, но играет важную роль в развитии мышления студента, позволяя практически осваивать получаемые знания путем сравнения, аргументации и систематизации. Предлагается знакомить студентов с традициями духовных приоритетов в становлении человека и общества, заявленных в русской философской мысли. Заключение. Сделаны выводы о мировоззренческом значении курса, интегрирующего политические, культурные и исторические особенности российской духовности, составляющие основы современной российской государственности. Подчеркивается вывод о том, что русская философия является достоянием мировой культуры и ее изучение способствует пониманию духовно-нравственных истоков российской цивилизации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 41 - 50 из 43479
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все