|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 13.58.151.231
[SESS_TIME] => 1713970451
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => b1246bb8e8022413f57662a1977596cf
[UNIQUE_KEY] => b39fcf6248b110e4d2adecde9800cf28
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2004 год, номер
Ларичев В.Е.
Институт археологии и этнографии СО РАН
Страницы: 3-11
Аннотация >>
Это – вторая часть публикации, вышедшей в свет ранее в журнале того же названия (см. Гуманитарные науки в Сибири´´. – 2003. – № 3. – С. 3–10). Она посвящена второму жезлу повелевания (b(ton de commandement), обнаруженному О.Н. Бадером в знаменитом погребении детей в Сунгири (радиокарбоновые даты – 27210 710 и 26200 640 лет от наших дней). В статье осуждается давнее негативное отношение адептов традиционной археологии палеолита к палеоастрономии и палеокалендаристике. Они представляют то и другое как лженауку. Автор детально анализирует скульптурные изображения голов животных, запечатленных на втором жезле Сунгири, и совмещенные с его рукоятью строчки числовых знаковых записей. Он делает общий вывод: оба жезла представляют собой скульптурные воплощения символов мужского и женского Начал и их порождений, тогда как строчки знаковых записей являются астрономико-календарными текстами, позволяющими реконструировать лунные, солнечные и планетарные календари, а также религию астрального характера, мифологию, космогонию и космологию.
|
Маточкин Е.П.
Институт археологии и этнографии СО РАН
Страницы: 11-15
Аннотация >>
Статья посвящена новому петроглифическому комплексу, открытому автором на Алтае. Уникальные рисунки, выбитые на скалах, он соотносит с каракольской культурой эпохи бронзы. Автор сосредоточивает свое внимание на разгадке астрономического аспекта композиции. Эта публикация расширяет наши представления как о бытовании серповидных подвесок (лунниц), так и о своеобразии каракольской культуры Алтая и о ее связях с окуневской культурой.
|
Журавель О.Д.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 16-23
Аннотация >>
Анализируя эту повесть, автор приходит к выводу, что, наряду с древними эсхатологическими представлениями, в ней отражены идеологические и догматические проблемы, которые были актуальными в период становления старообрядческих согласий (в конце XVII – начале XVIII века).
|
Гурьянова Н.С.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 23-28
Аннотация >>
В статье, на материалах старообрядческого сочинения "Щит веры», написанного в конце XVIII века, показано, что защитники старого обряда, используя традиционные для книжника Древней Руси приемы построения текста, дополнили их новыми и что они не только следовали традициям, но и развивали их в условиях Нового времени.
|
Мальцев А.И.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 29-34
Аннотация >>
В настоящее время в собрании рукописей ИИ СО РАН сложился представительный фонд материалов по истории старообрядчества. В статье исследуются уникальные источники по истории староверов страннического согласия второй половины XX века. Автор сосредоточивается на наименее изученном периоде истории согласия и анализирует актуальные для странников проблемы вероучения.
|
Зольникова Н.Д.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 34-38
Аннотация >>
Автор проводит анализ особенностей народного богословия часовенных XX века, связанных с наследием Ветхого завета, (идеи хилиазма, пророчеств о конце света). Используются материалы творчества А.Г. Мурачева. Его труды довольно полно включены в собрание древнерусских старопечатных книг и рукописей Института истории СО РАН.
|
Данилов В.Л.
Омский государственный университет
Страницы: 38-42
Аннотация >>
Автор описывает историю печатания, распространения и чтения мусульманских книг в Сибири в XIX – начале XX века. Он также исследует деятельность, связанную с созданием мусульманских библиотек и цензурой исламской религиозной литературы.
|
Эрлих В.А.
ГПНТБ СО РАН, Новосибирск
Страницы: 42-45
Аннотация >>
Эта статья проливает свет на развитие издания научной литературы в Сибири и на Дальнем Востоке во время первой революции в России. В ней также проводится анализ издательской деятельности научных организаций. Основное внимание обращено на тематику трудов, выходивших в тот период.
|
Посадсков А.Л.
ГПНТБ СО РАН, Новосибирск
Страницы: 45-49
Аннотация >>
Статья посвящена истории издания учебной и воспитательной литературы в Сибири, в начале 1930-х годов. Автор проводит анализ экспериментальной децентрализации печатания таких публикаций, а также контроля коммунистической партии над этим процессом.
|
Люцидарская A.A.
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 54-57
Аннотация >>
В статье проводится анализ отношений русских с аборигенами Сибири в XVII веке. Автор приходит к выводу, что, благодаря осторожной политике московских властей и лояльному отношению сибирской администрации к традиционному образу жизни коренного населения, культура метрополии не поглотила традиционные верования большинства народов Сибири.
|
Голубкова О.В.
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 57-62
Аннотация >>
Автор исследует мифологические представления о кошке и собаке у различных групп славянских и финно-угорских народов. Она анализирует мнения и рассматривает причины неоднозначного отношения у мужчин и женщин, у славян и финно-угров к этим животным, наделяемым двойственной символикой и различными демонологическими функциями, а также играющими роль проводников души и первой встречи на том свете.
|
Попков Ю.В., Тюгашев Е.Л.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Страницы: 63-66
Аннотация >>
Авторы проводят разъяснение понятия "сценарий" в контексте его различения с понятиями "модель", "тенденция", "вариант развития", "прогноз", "программа". Они показывают, что отправным пунктом сценарного анализа этносоциального развития является систематизация массива базисных архетипов культуры, составляющих в совокупности социокультурный код этносоциальной общности.
|
Глендиннинг Э., Пак О.В.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск Абердинский университет, Великобритания
Страницы: 67-72
Аннотация >>
В статье представлен сравнительный анализ миграционных намерений сибирской русской и шотландской молодежи из городской и сельской местности. В этой связи особое внимание уделяется также анализу отношения молодых людей к месту их проживания, окружающему сообществу и эмоционально-психологическому самочувствию. Анализ основан на результатах анкетных опросов и интервью, проводившихся среди молодежи 14–15 лет в Шотландии (1999 г.) и в России (2002 г.).
|
Мархинин В.В.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Страницы: 73-76
Аннотация >>
На основе анализа исторической и культурологической информации, а также данных исследований социологов, проводимых под руководством автора на протяжении последних 13 лет, в национально-смешанных поселенях Ханты-Мансийского автономного округа, установлено, что межэтнические сообщества Югры являются одним из исторически значимых итогов развития. В статье показано, что евразийское сознание является и поныне основой межэтнических отношений населения Югры.
|
Андерсон Д.Дж.
Абердинский университет, Великобритания
Страницы: 77-81
Аннотация >>
Автор привлекает внимание этносоциологов к значимым темам в этнополитике, возникшим благодаря деятельности коренных народов. С этой целью анализируются некоторые важные работы по данной тематике. В них охвачен круг вопросов от "культурных бесед" Гудмана и Ривьеры до идеи "политики признания" Тэйлора. Дается комментарий наиболее интересных этноэкологических и этнополитических решений в Сибири: от развития охраняемых территорий до неустойчивого союза с ресурсодобывающими отраслями.
|
Гончарова Г.С.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Страницы: 81-89
Аннотация >>
Автор анализирует изменения численности и социально-демографические характеристики русских мигрантов в Сибири за 1959–1994 гг. Она делает это на первичных материалах микропереписи 1994 гг., используя свою методику. Рассматриваются 4 автономных округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий (Западная Сибирь), Таймырский, Эвенкийский (Восточная Сибирь).
|
Байжанова Н.Р.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 101-106
Аннотация >>
Статья посвящена проблеме генезиса пословиц тюркских народов Сибири: алтайцев, тувинцев, шорцев, хакасов и якутов. Анализируя семантику пословиц с образом коня, автор приходит к выводу, что они относятся к архаичному паремиологическому фонду тюрков Сибири.
|
Миндибекова В.В.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 106-110
Аннотация >>
В статье рассматривается один из тематических циклов мифов о духах-хозяевах гор, воды м огня. Дается характеристика мифологическим персонажам и их функциональным особенностям. На основе анализа системы образов, мотивов и сюжетов проводится реконструкция мифологических представлений.
|
Сагалаев К.А.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 111-113
Аннотация >>
Статья написана на материалах исследований в Читинской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Рассматривая основные проблемы, связанные с фиксацией исполнения фольклорных произведений, автор приходит к выводу, что съемка несколькими видеокамерами позволяет добиться наибольшей достоверности при записи обрядового фольклора.
|
Лиморенко Ю.В.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 119-121
Аннотация >>
Автор анализирует концепции лингвистической эквивалентности текста оригинала и его иноязычного адеквата, что актуально для теоретического и практического обоснования принципов перевода фольклорных текстов в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". В статье освещаются как зарубежные, так и отечественные подходы к достижению эквивалентности текста переводу оригинала, а также дается классификация типов эквивалентности.
|
|