МЕТАФИЗИКА ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ
Н. С. Рыбаков
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, nik-rybakov@yandex.ru
Ключевые слова: метафизика образования, массовый и сетевой человек, постчеловеческая антропология, информационное общество
Страницы: 10-19
Аннотация
Почему метафизика образования? Потому, что важно посмотреть на образование в контексте эволюции мировоззрения. Н. О. Лосский писал, что мировоззрение стремится «понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире», метафизика же есть наука о мире как целом; она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем» [1, с. 4-5]. Метафизика представляет собой фундаментальное проникновение в недра любого процесса, способствуя постижению его смысла. Именно поэтому необходимо обратиться к метафизике для выявления общей картины образования как основы всех частных выводов о нем. В зависимости от поставленных целей подходы к образованию могут (и должны) быть разными. Но рано или поздно исследователи должны будут прийти к вопросу об основаниях образования. Разумеется, можно сделать вид, что оснований образования не существует вовсе, тем более что путь к ним нелегок, не терпит суетливости и не сулит немедленных практических результатов. Вступая на него, нельзя рассчитывать на скорейший политический или экономический эффект. Но пройти этот путь необходимо, чтобы добраться до смысла образования, после чего можно смело окунаться в эмпирию образования, где функционируют его смыслы, чтобы понять, как они действуют. Все это позволяет более полно видеть последствия реформ в образовании.
|