Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.80.211.101
    [SESS_TIME] => 1711658724
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 82f4fcd4cb6a00c2d70867b52efb2d2c
    [UNIQUE_KEY] => bf5f7238bc68676cde13d05b64765578
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 4

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

И.А. Жерносенко
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 656038, Барнаул, пр. Ленина, 46
iaj2002@mail.ru
Ключевые слова: образовательная модель, образование в Сибири, диалектическая связь культуры и образования, саморазвивающаяся система, культура образования
Страницы: 153-164
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы развития системы образования в Сибири. Сравнивая государственные образовательные модели (как советского периода, так и современные) с моделями народной педагогики, автор приходит к следующему выводу: социальные системы, такие как общество, культура, образование - живые, саморазвивающиеся по нелинейным законам системы, которые необходимо изучать и реорганизовывать, основываясь на принципах системности и культуросообразности. Для прогнозирования направления их развития необходимо учитывать такие непредсказуемые факторы, как творчество, свобода воли, самодетерминация, связь человека, общества, природно-территориальной среды существования. Для выстраивания современной образовательной парадигмы необходимо увидеть и наметить новые цели, осмыслить образовательные ценности, соответствующие иным условиям социального развития, выявить закономерности перехода к новому способу организации общественного бытия и соответствующему типу культуры, что возможно лишь при условии использования всеобщих методов, основанных на открытиях синергетики и принципах системного подхода. Они раскрывают логику процессов саморазвития сложных и сверхсложных систем, а значит, способны объяснить и рассчитать пути развития общества и культуры. Образование как особый феномен культуры, направленный на обучение, приобретение знаний, как система учебных заведений - явление сравнительно позднее, сложившееся в европейской культуре Нового времени. В разнообразных вариантах этнических и государственных типов эта система направлена на формирование и закрепление в культуре народа характерных для данной эпохи представлений о человеке, его сущностных качествах и об отношении к миру. Сущностные качества современного образования в Сибири формируются в ее истоках - в типологических особенностях древних культур, в социокультурных процессах прошлого. Многонациональная и полиэтническая по своему составу Сибирь, наполненная с археэволюционных времен всеми видами социального уклада от традиционно-общинного общества до современного, при активном вкладе русского населения, с последующей урбанизацией современного типа, становится «модельным» регионом по отработке передовых технологий как в области производственных отношений, так и гуманитарных. Поэтому, выстраивая модель становления системы образования в ХХI в., необходимо также учитывать уроки истории: в них нередко кроются ответы на многие вопросы современности.