Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.236.228.250
    [SESS_TIME] => 1618117708
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a35830fec055fcb2c677d161ba3798a3
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => 7b2fda6b766777b29d2b0d0eb52981e8
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

ДИСКУРС УНИВЕРСИТЕТА В РАБОТАХ К. ЯСПЕРСА И ЕГО ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

О.А. Власова
Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034
o.a.vlasova@gmail.com
Ключевые слова: К. Ясперс, идея университета, образование, живой дух, история философии, Karl Jaspers, idea of university, education, living spirit, history of philosophy
Страницы: 29-40
Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена дискурсу университета в творчестве Карла Ясперса и его трансформации в 1920-1960-е гг. Цель статьи - показать особенности понимания Ясперсом предназначения университета в довоенный и послевоенный периоды. Анализ осуществляется с опорой на историко-биографический подход: актуализируются факты биографии Ясперса, повлиявшие на его обращение к проблематике университетского образования, и исторический контекст, задавший ракурс рассмотрения этой проблематики. Дискурс университета рассматривается в свете значимых для Ясперса событий: работы в Гейдельбергском университете, запрета преподавания и публикаций при нацизме, Второй мировой войны и послевоенного восстановления университетской системы. Основу статьи составляет анализ работы Ясперса «Идея университета» в ее трех изданиях (1923, 1946, 1961), а также статей и выступлений. Отмечается, что своими работами Ясперс вступает в дискуссии о судьбах и задачах высшего образования, продолжавшиеся в Германии уже не одно десятилетие. Университет, по мысли Ясперса, реализует три цели: профессиональное образование, исследование и воспитание личности. Он не просто дает знания или делает из человека специалиста в какой-либо отрасли, а формирует мировоззрение. В единстве трех целей университет всегда реализует свою идею. Идея университета - фундамент образовательного дискурса Ясперса. Идея университета есть идея духовного единства преподавателей и студентов, сообщества, через века хранящего и приумножающего истину. Университет существует во имя истины и как институция представляет собой лишь место реализации идеи университета. Как подчеркивает Ясперс, университет - ядро культуры и общества. Одной из важнейших тем для Ясперса является проблема определения места философии в университетском образовании. Чтобы восстановить центральный статус в системе университетских дисциплин, философия, по мнению Ясперса, должна перестать ориентироваться на естественные науки, должна преподаваться не как знание, а как опыт, самым важным разделом при этом оказывается история философии: изучая тексты великих философов прошлого, студенты начинают мыслить и познавать себя. Диалог с великими «запускает» душевное движение и приводит к изменению. Пробуждаемая духовная работа и является основной целью университета. Проблематика статьи важна для современных дискуссий о возможных стратегиях отечественного образования, о месте философии в системе университетских дисциплин. Посредством обращения к философскому наследию она может способст- вовать выработке решений в современных российских реалиях.

DOI: 10.15372/PHE20150603