Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.81.222.152
    [SESS_TIME] => 1711627342
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0fb4981b6a3e9bb5e737b2b904a1d68b
    [UNIQUE_KEY] => 7d68882a69e09349d23a8d1143575207
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 3

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ АВТОРИТАРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ КИНЕМАТОГРАФА III РЕЙХА

К.В. Филенко
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
k.w.filenko@inbox.ru
Ключевые слова: нацистская идеология, национал-социалистическое кино, авторитарная воспитательная система, молодежь III Рейха, кинопропаганда, П. Й. Геббельс, Nazi ideology, Nazi movie, authoritarian educational system, the youth of III Reich, movie propaganda, P. J. Goebbels
Страницы: 120-131
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия политики и культуры в сфере образования III Рейха. В эпоху массовой пропаганды (ХХ в.) нацисты использовали технические возможности для внедрения в сознание молодого поколения ценностей национал-социалистического мировоззрения. Одним из новаторских методов воспитания молодежи являлась киноиндустрия. Специфика кинематографа изначально была обусловлена всеобъемлющим охватом реципиентов пропаганды, зрелищностью и интригующей сюжетной линией. При этом за игрой актеров в большинстве случаев была завуалирована пропаганда определенных ценностей национал-социалистической идеологии. В первую очередь министр пропаганды и народного просвещения П. Й. Геббельс указывал на высокий потенциал кино для привлечения в ряды национал-социалистического движения молодежь новой формации. Для реализации пропагандистской программы была разработана нормативно-правовая база, предусматривающая создание нацистского кино и использование киноматериалов в образовательных целях в различных молодежных организациях (Hitlerjugend, DAF, BDM). Учитывая, что кинематограф является столь популярным и массовым средством пропаганды, мы определили цель нашего исследования - анализ содержательных линий ряда нацистских фильмов, обращенных к молодому поколению и призывающих их к агрессивным действиям. Для достижения цели использовались герменевтический метод, метод анализа документов и историко-генетический метод. В ходе исследования было выявлено следующее. Во-первых, нацисты организовывали специальные киночасы для молодежи не только в Рейхе, но и за его пределами (по мере проведения завоевательной политики нацистской Германии в оккупированных территориях). При этом молодежи была предоставлена роль организаторов, что, несомненно, создавало ощущение сопричастности и собственной значимости в условиях политико-культурных перемен. Во-вторых, сюжетные линии нацистских фильмов содержали элементы нацистской идеологии, примеры эталонных исторических личностей (Фридрих II Великий, Карл Петерс, Отто фон Бисмарк), а также современный «идеальный тип» члена национал-социалистического движения (Герберт Норкус, Хорст Вессель). В-третьих, реакция молодого поколения на нацистские кинофильмы преимущественно была восторженной. Данные сведения представлены в воспоминаниях свидетелей и участников политических событий гитлеровской Германии 1930-1940-х гг. В целом можно констатировать, что авторитарная воспитательная система была представлена на киноэкране III Рейха, где молодежь училась: «отсеивать» врагов Рейха с помощью агрессивных методов борьбы, национальной исключительности арийской расы, где не было места представителям иных народных культур.

DOI: 10.15372/PHE20160313