Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.200.248.66
    [SESS_TIME] => 1711654218
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 491f4df4539d826a24b50dac1acdb407
    [UNIQUE_KEY] => 9dc2b58b5ee2f650c97ea96b2ad350a9
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 2

КЛАССИЧЕСКАЯ РИТОРИКА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

И.Б. Короткина
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 84
irina.korotkina@gmail.com
Ключевые слова: риторика и композиция, академическое письмо, классическая риторика, академический дискурс, высшее образование, rhetoric and composition, academic writing, classical rhetoric, academic discourse, higher education
Страницы: 106-123
Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Академическое письмо является новой отраслью знания и новой для российского образования дисциплиной, потребность в которой остро ощущается на фоне процессов глобализации науки и переосмысления целей и ценностей образования. Однако российское академическое сообщество пока не имеет представления об академическом письме, его теоретических и философских основах, сформировавшихся в англоязычной академической среде. В статье прослеживается эпистемологическая связь академического письма с классической риторикой на разных этапах формирования этой дисциплины в западных университетах, включая предшествующие ей периоды развития логики научного рассуждения. Методология и методика исследования. В работе проводятся историко-компаративный анализ зарубежных исследований, посвященных развитию научной мысли и академического письма, и сравнительно-сопоставительный анализ 1) соотношения когнитивных, аналитических составляющих модели классической риторики с языковыми методами убеждения на разных этапах развития научного письма; 2) последствий отклонений от этих составляющих в Средние века и в XIX в.; 3) развития традиций научного письма между Россией и Западом. Исследование опирается на критический анализ и систематизацию зарубежных научно-теоретических и методологических исследований в области академического письма, прослеживает современное развитие этого направления исследований, обосновывает преемственность академического письма от классической риторики и дает оценку важности проведения исследований в области академического письма в России. Результаты исследования. Выявлены исторические и социально-политические причины расхождений в методах представления результатов научных исследований в современных отечественных и международных научных текстах, препятствующие интеграции отечественных исследований в глобальную публикационную среду. Показано, что эти расхождения коренятся в различном понимании сущности академического письма: если современное академическое письмо, носящее в США название «риторика и композиция», выводит на первый план его социально-политическую миссию и строится от адресата (читателя), то в российской традиции научное письмо остается под влиянием языковых составляющих риторики и строится от автора (писателя), вследствие чего тексты часто многословны, информационно избыточны, изобилуют прямыми цитатами и подвержены плагиату и автоплагиату. Заключение. Для вывода отечественных научных исследований на международный уровень необходимо привести традицию российского академического письма в соответствие с международными риторическими и публикационными конвенциями, что может быть достигнуто только при условии введения дисциплины академического письма (риторики и композиции) в российское высшее образование, для чего, в свою очередь, необходимо всестороннее изучение основ этой новой для России дисциплины, а также анализ и критическое осмысление зарубежного опыта с точки зрения его адаптации.

DOI: 10.15372/PHE20180209