Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.15.235.196
    [SESS_TIME] => 1713414428
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1ba4380068ad2d18c583e7868c7e83e3
    [UNIQUE_KEY] => e7a06c33c501fd0288d5a27c4654fdc3
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 3

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ДИЛЕММА РОДНОГО ЯЗЫКА

Е.А. Ерохина
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
leroh@mail.ru
Ключевые слова: проекты человеческого развития, этносоциальные процессы, модель регулирования, общественная экспертиза, дилемма родного языка, межэтническое сообщество, human development projects, ethno-social processes, regulatory model, public expertise, native language dilemma, interethnic community
Страницы: 137-150

Аннотация

Введение. Современный мир немыслим без инноваций и социальных механизмов их поддержки и продвижения. Однако их внедрение сопряжено с определенными рисками общественного развития. Вместе с изменяющимися условиями возникают предпосылки для становления новых моделей управления, предполагающих вовлечение в процесс принятия решений новых субъектов - заинтересованных в социальных инновациях акторов. Их роль велика в проектах человеческого развития, в том числе в образовании, где особенно сильно ощущается влияние общественных экспертных институтов. Общественная экспертиза является элементом интегративно-коммуникативной модели регулирования этносоциальных процессов. В статье опыт общественной мобилизации для законодательного разрешения проблемы преподавания родного языка в системе среднего образования представлен как кейс, иллюстрирующий ее возможности. Методология и методика исследования. В основу общеметодологической базы исследования положен критический подход, предложенный в философских и социологических концепциях М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и других представителей франкфуртской школы, выступавших с позиций критики технократизма. Исследование опирается на аналитический метод, анализ законодательных актов в сфере языковой политики, образования, национальной политики, политики в области реализации прав коренных малочисленных народов, личные наблюдения. Результаты исследования. Образование является сферой воспроизводства общественных благ. Противоречие между гуманистическим содержанием образовательного процесса и менеджериальными практиками его администрирования негативно воздействует на предметные области, которые отвечают за воспроизводство целостности личности. Это все гуманитарные дисциплины и в особенности родной язык и родная литература. Инструментом снятия указанного противоречия является общественная экспертиза, вовлекающая в деятельность по оценке состояния развития языков народов России, условий их воспроизводства в межэтнических сообществах представителей педагогической и родительской общественности в национальных субъектах РФ. Участие в управлении «человека с улицы», прямо заинтересованного в том, чтобы важные вопросы, напрямую задевающие его, решались им совместно с чиновниками и учеными, является подлинно инновационным элементом общественной жизни. Заключение. Ценностными ориентирами интегративно-коммуникативной модели остаются интеграция без ассимиляции на основе уважения прав человека, в том числе права на сохранение и развитие родного языка, гибкого учета этнокультурной специфики межэтнических сообществ, активного взаимодействия государства с негосударственными субъектами ее реализации, экспертным сообществом и институтами гражданского общества. Как показал кейс, иллюстрирующий роль общественного участия в законодательном решении дилеммы родного языка, эта модель вполне реализуема в экспертных практиках с участием учителей низшего звена образовательной вертикали.

DOI: 10.15372/PHE20190309