Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.234.139.149
    [SESS_TIME] => 1711632114
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ce594b0de1f8ed788a3ecb15ae492b3f
    [UNIQUE_KEY] => e1c541ef7aeca0e75377b322f24aa81d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)

К.В. Гилева1, Н.И. Айзман2, Е.Н. Чокотов3, Р.И. Айзман2,4
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
kristi_1@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nina.aizman@mail.ru
3Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия
chokotov@inbox.ru
4Южно-Уральский государственный университет, Южно-Уральск, Россия
aizman.roman@yandex.ru
Ключевые слова: этапы профессионального становления, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональное мастерство, успеваемость, профессиональная успешность, stages of professional development, professional suitability, professional readiness, professional skill, academic achievement, professional success
Страницы: 47-67

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием множества концепций, определяющих профессиональную успешность как результат внешней или внутренней оценочной диспозиции. Имеющиеся подходы не позволяют изучать и прогнозировать развитие профессиональной успешности в динамическом контексте. Цель исследования заключается в формировании нового подхода к сути профессиональной успешности - ее описании не как статического, заданного субъективными или объективными факторами состояния, а как динамического процесса, сопряженного с этапами профессионального развития. Методология и методика исследования. Осуществлены критический обзор литературных источников, а также анализ результатов научно-прикладных исследований, раскрывающих феномен профессиональной успешности военнослужащих. Динамическая модель профессиональной успешности построена на основе принципов системного и деятельностного подходов с применением метода теоретического моделирования. Результаты исследования. Формирование и развитие профессиональной успешности можно представить в виде динамической модели, включающей в себя три ключевых этапа, эффективность которых зависит от действия комплекса факторов. Первый этап предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; его успешность определяется уровнем профессиональной пригодности и оценивается через успеваемость курсанта. Качественным результатом этого этапа является профессиональная готовность. Второй этап профессионального развития связан с формированием профессиональной компетентности, основу которой составляет профессиональная квалификация; он характеризуется отдельными профессиональными успехами, позволяющими накапливать опыт и формировать индивидуальный стиль деятельности. На третьем этапе происходит повышение профессиональной компетентности, в ходе чего субъект достигает стабильно высоких результатов, то есть профессионального мастерства, что и позволяет говорить о профессиональной успешности. Повышение требований к профессиональной деятельности предполагает усложнение факторов профессиональной успешности при переходе от одного этапа к другому. Наблюдается тенденция к смещению значимости от морфофизиологических к личностным факторам успешности труда, а также усложнению этих факторов в направлении интеграции и комплексности. Заключение. В ходе исследования сформирована динамическая модель развития профессиональной успешности, выделены морфологические, функциональные, психофизиологические и личностные факторы профессиональной успешности, имеющие неодинаковую значимость на разных этапах профессионального становления.

DOI: 10.15372/PHE20200303