Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.192.71.254
    [SESS_TIME] => 1711724259
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => f1770101bb834eaca93644baeda8b618
    [UNIQUE_KEY] => 496036f8fe36f7f24150759dd0c4f910
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Гуляевская, А.Н. Дахин
Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия
navg@list.ru
Ключевые слова: когнитивная технология, компетентность, операциональное представление результатов, познавательный этюд, cognitive technology, competence, operational presentation of results, cognitive study
Страницы: 203-219

Аннотация

Введение. Актуальность исследования связана с необходимостью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части гарантированности и воспроизводимости результатов когнитивного обучения школьников. Для этого требуются диагностические инструменты, во-первых, контролирующие ход самого обучения, во-вторых, позволяющие осуществить управляющее воздействие на процесс обучения для корректировки промежуточных результатов. Цели исследования - разработать и апробировать операциональное представление результатов для гарантированного и воспроизводимого когнитивного обучения школьников на примере учебного предмета «Физика». В статье дано операциональное представление результатов в когнитивной технологии обучения. Показаны способы соотнесения образовательных результатов с числовыми рядами, допускающими формализацию, необходимую как для контроля промежуточных результатов, так и для прогноза дальнейших достижений школьников при изучении физики. Когнитивный результат образования школьников тесно связан с операциональной и психоэмоциональной составляющими педагогического процесса. Проблема освоения укрупненных дидактических единиц в школьном курсе физики решена средствами диагностических инструментов, контролирующих и корректирующих когнитивный процесс. Необходимость анализа операционального представления результатов образования отмечается в ряде работ, посвященных компетентностному подходу в образовании, дающему гарантированный и воспроизводимый педагогический продукт в заранее установленных границах качества. Кроме того, когнитивное обучение тесно связано с ценностями образования и стилем подготовки «встречного текста», отражающего авторскую позицию участников педагогического процесса, что также требует управляющего воздействия на педагогический процесс для предотвращения распада учебной деятельности. Такого рода опасность возникает при освоении укрупненных дидактических единиц. Предложенные нами диагностические индикаторы предоставляют школьнику возможность демонстрировать «правильные» знаки-символы, а также их правила соединения, принятые при исследовании сложных физических этюдов. Эффективность когнитивной технологии, снабженной операциональным инструментарием, определяется, во-первых, через готовность школьника к проявлению сформированной когнитивной компетентности как результативное владение знаковой системой, принятой в данной учебной дисциплине, во-вторых, через умение проявлять свою когнитивную компетентность в креативных учебных ситуациях, в-третьих, наличием личностного отношения к предмету приложения когнитивного опыта и эмоционально-волевой регуляцией этого отношения. Методология и методика исследования. Объект исследования - когнитивные технологии обучения. Предмет исследования - педагогические условия применения операциональных диагностических инструментов в когнитивных технологиях обучения. Установлены основные когнитивные сложности, возникающие при решении физической задачи, и способы их преодоления, получаемые с помощью применения педагогической технологии. Введены соответствующие индикаторы, с помощью которых операционализируются способности преодоления таких когнитивных сложностей. Существуют прямые способы вычисления времени движения системы, однако иногда не требуется знать точные значения времени. Сравнить их значения можно косвенным способом через новую постановку вопроса в терминах скоростей для каждого эксперимента. Алгебраические выражения для скоростей лучше привести к виду, содержащему как инвариантные части, не требующие сравнения, так и выражения, легко сопоставимые друг с другом. Правильность выполнения школьниками такого рода преобразования удобно контролировать через коэффициент усвоения знаний: КУ = (Пр/Полн)·100 %, где Пр - количество правильно выполненных действий в ходе решения, Полн - полное количество действий. Коэффициент вычисляется в процентах. Кроме того, при выполнении таких действий осуществлялась экспертная оценка степени автоматизации навыка (СтАвт) на основании контроля времени, затраченного на выполнение каждой вычислительной операции. Результаты исследования. Рассмотрены результаты достижения высокого уровня компетентности школьниками при поиске решения физической задачи. При этом компетентность распределена на четыре составляющие, представленные в операциональном виде: 1) коэффициент усвоения знаний (КУ); 2) ступень абстракции (СА); 3) степень автоматизации навыка (СтАвт); 4) величину активности обучающегося (ВА). Заключение. Для когнитивного обучения необходимо представить ожидаемый результат в операциональном виде, допускающем соотнесение учебных достижений школьников с числовыми рядами. Характеристиками обучения школьников могут быть показатели, установленные экспертами в данной области знания. Набор индикаторов должен обладать полнотой представления результатов, быть педагогически валидным и непротиворечивым. В исследовании приведен пример такого полного набора, валидного при использовании когнитивной технологии обучения физике. Нами модифицированы такие параметры, как коэффициент усвоения, ступень абстракции, степень автоматизации и др.

DOI: 10.15372/PHE20200312