Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.17.110.162
    [SESS_TIME] => 1713452704
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 197c933dcff8b68d17735837ab3ac2ba
    [UNIQUE_KEY] => 01ad34fb5d81e1e411e898683f30ddd5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ и РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

А.Н. Величко, Т.В. Рыбакова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
anvelichko@mail.ru
Ключевые слова: функциональная грамотность, творческий потенциал, читательская грамотность, экспериментальная деятельность обучающихся, functional literacy, creative potential, reading literacy, experimental activity of students
Страницы: 220-238

Аннотация

Введение. Происходящие преобразования системы российского образования напрямую связаны с недостаточно высокими результатами оценки сформированности функциональной грамотности. Поэтому именно в направлении создания условий и средств для формирования функциональной грамотности и должно изменяться содержание российского образования. Для создания условий проявления творчества необходимо уйти от шаблонности действий. Методология и методика исследования. Настоящее исследование является практическим, однако опирается на использование закономерностей педагогики и психологии, где не отрицается, а обобщается уже накопленный опыт формирования исследовательской деятельности и развития творчества. Основное внимание обращается на совмещение двух направлений: развитие творчества и формирование исследовательских умений. В основе этого совмещения лежит использование гибкости мышления и самостоятельности действий. Объект исследования - субъект образовательных отношений, для которого и создаются условия, в которых определяются специфические субъект-субъектные отношения участников образовательных отношений. Результаты исследования. Оценка естественно-научной грамотности показывает, что наши школьники значительно отстают в выполнении заданий, требующих оценки и разработки научных исследований и интерпретации знаний, а именно: эмпирических данных с научной точки зрения. Поэтому в статье представлен опыт создания условий для проявления гибкости мышления и свободы творчества именно на примере учебного предмета «Физика». Рассматривается два направления работы с учениками: экспериментальная деятельность и работа с информацией. В основу обеспечения творческой деятельности при формировании экспериментальных действий положено выполнение обязательных лабораторных работ без инструкций. Ученику должна быть дана свобода выбора цели эксперимента, выбора оборудования и плана экспериментирования. В результате такой системной работы к 9-му классу можно было перейти от коллективного творчества, направляемого учителем, к индивидуальной творческой экспериментальной деятельности. Интерпретация данных на основе теории требует хорошо сформированной читательской грамотности, поэтому в качестве еще одного значимого условия развития творческого потенциала учеников выступает работа с информацией. В статье рассматриваются существенные признаки и виды учебных текстов, их возможности в развитии творческого потенциала. Заключение. Делается вывод о том, что развитие творческого потенциала возможно при активной деятельности учащихся без шаблонных инструкций и алгоритмов в ситуациях неопределенности, которые создаются наводящими вопросами учителя. Особое значение имеют ситуации, созданные на основе экспериментальной деятельности и работы с учебными текстами. Обязательным условием развития творческого потенциала учащихся является подготовленный учитель.

DOI: 10.15372/PHE20200313