Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.146.65.212
    [SESS_TIME] => 1714075385
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7c833f608b33d53e5d610813a80dea44
    [UNIQUE_KEY] => 9aafb59d969b8271e35b63940085552c
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.А. Александрова1, Н.А. Евдокимов2, А.И. Евдокимова2, И.В. Таньчева2
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
alexkatika@yandex.ru
2Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратов, Россия
nikolayevdokimov@yandex.ru
Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, высшее образование, обучающиеся, педагогика, инклюзивная образовательная среда
Страницы: 125-140

Аннотация

Введение. В статье актуализируется вопрос о развитии инклюзивного образования, связанном с увеличением числа людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот факт подтверждает острую необходимость включенности инвалидов в жизнь и деятельность общества, которое в свою очередь не может оставаться на прежнем уровне восприятия проблемы. Авторская позиция базируется на выявленных аспектах образовательной среды, напрямую связанных с разнонаправленностью понимания ее участниками моральных сторон исследуемой ситуации, а также сложностями и возможностями совершенствования способов получения качественного образования лицами с ОВЗ. Методология и методика исследования. Применен сравнительно-сопоставительный анализ данных, свидетельствующих об увеличении количества людей с ограниченными возможностями здоровья в России и мире за 2012-2019 гг. с 8 до 35 %. Сравниваются статистические показатели в динамике за несколько лет: в России и Саратовской области численность инвалидов и инвалидов-детей характеризуется неуклонным ростом. Уточнены причины возникновения инвалидности, среди которых решающее значение имеют заболевания нервной системы, при этом другие заболевания, вызывающие инвалидность, демонстрируют рост. Рассматриваются методы организации инклюзивного образования и проблематика его реализации в современном мире. Результаты исследования. Конкретизация педагогических задач инклюзивного образования заключается в создании единой психологически комфортной образовательной среды; реструктуризации культуры учебных заведений, правил, норм; организации новой системы психолого-педагогического сопровождения, лечебно-профилактических направлений деятельности; обеспечении доступа к образовательной среде; совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Охарактеризована суть компонентов образовательной среды: архитектурные особенности зданий и оборудования; тип культуры, предполагающий наличие между педагогом и обучающимся сформированных отношений сотрудничества; психодидактический, предполагающий освоение обучающимся, способ деятельности. По каждому компоненту предлагаются рекомендации в целях совершенствования педагогических методик работы с обучающимися в инклюзивной среде. Выявлены причины, замедляющие инклюзию в образовательных учреждениях России, среди которых выделяется нежелание обучающихся замечать трудности сверстников с ОВЗ, а также отсутствие консультирования и включенности инвалидов в общественную жизнь. Заключение. В результате исследования выявлена тенденция роста численности обучающихся с ОВЗ на территории России, а также определена необходимость создания оптимальных условий для детей, которые не получили подтверждения об инвалидности, но имеющих отклонения в здоровье и поэтому нуждающихся в определенной педагогической поддержке. Обнаруженная низкая удовлетворенность обучающихся с ОВЗ работой образовательных организаций подводит к вопросу об обеспечении эффективности способов деятельности обучающихся-инвалидов и ее востребованности у окружающих как показателя качественности инклюзивной образовательной среды. Поиск ответа на вышеобозначенный вопрос приводит к раскрытию содержания компонентов образовательной среды, объединенных приобщением всех обучающихся к ценностям культуры, реализуемых в их деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20200409