Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.235.120.24
    [SESS_TIME] => 1711716781
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 6a7b7e6974f0390cdc96dbd2ec21bc2c
    [UNIQUE_KEY] => c18d1d7ca15af9e69701628d351f5714
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 4

Неравенство в современном образовании: миросистемный подход

А.А. Изгарская1, Е.А. Гордейчик2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
ekaterina_nsk@mail.ru
Ключевые слова: миросистема, глобальное неравенство, образовательное неравенство, универсализация образования, коммерциализация образования, информатизация образования
Страницы: 19-38

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу проблем неравенства в современном образовании с позиции миросистемного подхода. Связь образовательного неравенства с неравенством обществ в структуре «ядро - полупериферия - периферия» раскрыта на основе характеристик образовательного неравенства и стратегии преодоления неравенства в образовании в рамках миросистемной парадигмы критической педагогики. Методология. В качестве теоретико-методологического основания исследования использована концепция подъема и упадка гегемонии в миросистеме И. Валлерстайна, а также идеи представителей миросистемной парадигмы в сравнительном образовании и критической педагогике (Р. Ф. Арнова, М. М. Клементса, Т. Гриффитса, Л. Кнежевич, М. Деметра, К. Т. Хейнса). На основе миросистемного подхода систематизированы идеи об образовательном неравенстве ряда представителей сравнительного образования: Ф. Альтбаха, М. Карнойя, Э. Вэлча, Р. Флэча, Х. Зинна, Д. Маседо. Обсуждение. Изменения системы образования общества, интегрируемого в миросистему посредством специализации его экономики, соответствуют конкретным трансформациям, которые вызывает в обществе распространяемая глобальным гегемоном инновация. По мере расширения миросистемы накапливаются противоречия и в полупериферийной области, появляются центры, способные в борьбе за равенство позиций бросить вызов существующему порядку. Геополитическое противостояние государства господствующему в миросистеме порядку приводит к качественным изменениям в системе образования подконтрольного ему общества. Заключение. Ценности и характер отношений в системе образования соответствуют характеру политического режима и уровню включенности общества в миросистему. На современном этапе образовательное неравенство обнаруживает связи с процессами универсализации, коммерциализации, информатизации образования, а также с проблемами внедрения декларируемой ядром идеологии равенства «меньшинств» в культуры периферийных обществ. Результаты исследования могут стать теоретическим основанием для интерпретации процессов, обусловливающих образовательное неравенство в современной России.

DOI: 10.15372/PHE20210402
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину