Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.83.176.101
    [SESS_TIME] => 1711696627
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 3d8edf442775d42a3344d7c82cf0712d
    [UNIQUE_KEY] => 26dc45ae62ff86f31806e679ce72b456
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2022 год, номер 2

Сравнительный анализ философско-педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо

Н.Б. Мельник, О.Л. Кочева
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
eco_nataly@mail.ru
Ключевые слова: философско-педагогическая концепция Дж. Локка, философско-педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, критерии оценки педагогических систем
Страницы: 99-112

Аннотация

Введение. Трансформация современного образования остро ставит вопрос исследования принципов педагогического проектирования, поэтому сравнительный анализ любых педагогических систем позволяет уточнить критерии сравнения как стратегические направления конструирования. Особенно продуктивен анализ педагогических систем, созданный в условиях глубоких социально-культурных трансформаций. Цель исследования - выявить различия философско-педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Методология. В статье используются различные подходы к определению оснований для сравнения в работах российских и зарубежных авторов. В качестве критериев сравнения философско-педагогических концепций используются структурные элементы образовательного процесса (цель, метод, содержание образования, роль педагога), педагогические аксиомы (аксиома о природе человека, аксиома об образовательном идеале, аксиома о социальном идеале), оценочные характеристики (достоинства и недостатки), образовательные векторы как направления усилий в определенных характеристиках образовательного процесса, выраженных в категориальных парах. Обсуждение. В рамках подходов образовательного процесса, выраженного в категориальных парах, существуют исследования, сравнивающие педагогические концепции виднейших представителей Просвещения Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. В них различия обнаруживаются в категориальных парах «внешнее - внутреннее» как ключевом факторе становления человека, а также «активность - пассивность», «свобода - зависимость». Ранее нами осуществлен сравнительный анализ педагогических систем Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на основе категориальных пар «разум - чувство», «природное (естественное) - социальное (искусственное)» (природа человека - окружающая среда). Заключение. В статье предлагаются категориальные пары, которые позволяют выявить дополнительные различия в педагогических взглядах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Это категориальные пары «создание (наполнение) - проявление (обнаружение и развитие существующего)» и «настоящее - будущее». Они имеют большое значение для анализа педагогических концепций не только прошлого, но и современного педагогического проектирования.

DOI: 10.15372/PHE20220207
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину