Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2014 год, номер 3

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ф. Мороз
Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, д. 1,
moroslena@yandex.ru
Ключевые слова: образование, образовательное общество, профессиональное образование, национальное образование, национально-профилированное образование, этнос
Страницы: 40-48

Аннотация

Анализ процессов, происходящих в обществе, показывает, что образование постепенно стало переходить из образовательных институтов в социокультур­ную среду. Происходит экспансия образования на общество, получают образо­вательный статус формы образования в различных сферах социальной жизни. Средствами, способствующими становлению образовательного общества, яв­ляется многообразная сложная система знаний, функционирующая в обществе, новые типы коммуникаций, а также ставший в современном обществе весьма востребованным образовательный потенциал национальных культур.

Идеи создания единого образовательного пространства региона, высказыва­емые сегодня в концепциях национально-профилированного образования, имеют исключительную важность для современного этапа развития России. Именно в границах региона можно учесть специфические особенности географического, исторического, демографического, культурного, экономического плана, конкрет­ные условия и проблемы, стоящие перед образованием. Развитие единого обра­зовательного пространства России связано с защитой и развитием культурной самобытности ее национальных регионов, с формированием потребностей и спо­собностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества.

Развитие национального образования является важнейшим направлением и средством становления образовательного общества в многонациональной Рос­сии. Идеи использования национального опыта в развитии образования широко представлены в концепциях национальных школ, национально-профилированных колледжей, концепциях подхода к образованию, которое сосредоточено главным образом не в институциональной сфере, а транслируется через каналы «есте­ственной» жизни. В нашей стране идеи создания народной национальной школы, воспитывающей учеников через освоение духовных богатств национальной куль­туры, традиций и уклада своего региона, школы нравственности и ремесла, стали популярны в связи с созданием проектов возрождения и развития народов России.

Синтезируя предложения, высказываемые сегодня в концепциях националь­но-профилированного образования, подчеркнем исключительную важность для современного этапа развития России идеи о создании единого образовательного пространства региона. Именно в границах региона можно учесть специфические особенности географического, исторического, демографического, культурного, экономического плана, конкретные условия и проблемы, стоящие перед образо­ванием. Развитие единого образовательного пространства России связано с за­щитой и развитием культурной самобытности ее национальных регионов, с фор­мированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества.