Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.220.176.156
    [SESS_TIME] => 1715745218
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 08005e9c5b6e269bdee0d4cf318d32c2
    [UNIQUE_KEY] => 413c1472a3c88240e87b0be45b6d9767
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 4

Образование постсовременности в деколониальной перспективе

А.П. Слащинина, Л.Б. Четырова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия
apslashinina@gmail.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, постсовременное общество, колониальность, деколониальный подход, деколониальная мысль, деколониальное образование, европоцентризм
Страницы: 49-59

Аннотация

Введение. Несмотря на то что особенностями постсовременности становятся отказ от метанарратива европоцентризма и переход к деколониальным эпистемологиям, подходы к развитию образования до сих пор остаются европоцентричными. Причина этого в том, что постсовременное общество не заменяет общество модерна с его метанарративом европоцентричности, а существует с ним в одной параллели. В связи с этим возникает необходимость в философском анализе развития образования с учетом протекающих в обществе процессов. Объектом исследования является трансформация образования в постсовременном обществе. Предметом исследования выступает метанарратив европоцентричности в образовании в условиях постсовременности. Методология. Методологическую основу работы составили труды авторов, развивающих деколониальный подход в социальных и гуманитарных исследованиях В. Миньоло, М. В. Тлостановой, A. Quijano, E. Dussel. Обсуждение. Постсовременность через отказ от метанарративов стремится к отказу от идеи европоцентризма и вступает в конфликт с идеями модерности, которые транслируются доминирующими западными социальными институтами. Если мы обратимся к эпистемологической и педагогической иерархии, то увидим, что они отдают первенство западным системам картезианского типа, институциализированным колонизаторами. Взамен неразрывно связанным эпистемологической и педагогической иерархиям деколониальный подход предполагает использование эпистемологий, забытых в процессе колонизации. Заключение. Применение деколониального подхода к анализу образования в постсовременном обществе позволит решить проблему европоцентричности образования и раскроет новые пути обучения в противовес западной модели образования, транслируемой по всему миру в качестве единственно верной.

DOI: 10.15372/PHE20230403
EDN: JIZFLY