Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.188.58.86
    [SESS_TIME] => 1715807118
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 22151a8ede8b60a0a9875da9a27bbcef
    [UNIQUE_KEY] => 5c14b31881b9feca7baac0910546dc7b
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 4

Аксиологические аспекты цифровизации образовательной среды

Н.З. Аппакова-Шогина
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
nuriapp@mail.ru
Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, ценности информационного общества, префигуративная модель образования
Страницы: 60-76

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими в современном российском образовании под влиянием активной цифровизации. Цель - изучение изменений образовательной среды в условиях цифровизации и формирования ее ценностных оснований. Методология. Основой исследования являются аксиологический подход к анализу фактов из открытых интернет-источников, изучение современной научной литературы по обозначенной проблеме, а также авторская рефлексия процессов, наметившихся в российской образовательной среде на фоне цифровизации и развития искусственного интеллекта. Обсуждение. Определение ценностей, формирующихся в процессе цифровизации образования, требует учета фундаментальных факторов развития мира. Цифровизация меняет отношение к ценностям традиционного образования, смещая их иерархию и формируя префигуративную модель образования, имеющую превентивный характер. Новая модель выстраивается в виде инновационных форм образовательной деятельности. В связи с этим меняются значимые компетенции: жесткие навыки, на которые была ориентирована традиционная модель образования, отдают приоритет мягким навыкам. Среди мягких навыков наиболее актуальными являются критическое мышление, этически ценностная направленность образовательной деятельности и коммуникативные навыки. Заключение. Цифровизация имеет сложно прогнозируемые последствия для межличностных и социальных коммуникаций: небывалое расширение коммуникационных возможностей одновременно атомизирует бытие личности в виртуальном пространстве. Формирование префигуративной модели образования меняет ценностные основы образовательной среды: традиционные ценности уступают место инновационным; на смену узкой специализации приходит универсальный профессионализм, основанный на овладении цифровыми ресурсами как средствами перманентного развития; актуализируется ценность свободы как мировоззренческой доминанты, основанной на личном выборе и личной ответственности за этот выбор.

DOI: 10.15372/PHE20230404
EDN: CGOMTK