Соотношение внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной образовательной деятельности
А.А. Соловьев
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия lokotigr@mail.ru
Ключевые слова: идеальные формы образовательной деятельности, дискуссионный метод, внутренняя мотивация, интерес, аксиологические основания
Страницы: 77-90
Аннотация
Введение. Актуальность темы определяется необходимостью поиска концептуальных основ повышения интереса и внутренней мотивации обучающихся к освоению содержания образования, а также перспективами использования знания и способов его передачи в аспекте развития субъектных запросов представителей подрастающего поколения. Цель статьи - прояснение теоретических оснований исследования возможности формирования внутренней мотивации к обучению через внешний интерес. Методологические основания изучаемой проблемы опираются на субъективистскую парадигму в социальной философии, поскольку тема связана с построением идеальных форм образовательной деятельности. Исследовательский подход сводится к поиску соотношения внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной деятельности, включая исследование аксиологической модальности образовательных требований. Объект исследования - образовательное пространство. Предмет исследования - проблема интереса в образовании. Обсуждение. Выявлены противоречия между интересами обучающихся и внешним принуждением по отношению к ним со стороны системы образования. Ставится под сомнение возможность овладения содержанием обучения при отсутствии интереса или морального оценивания низкой учебной мотивации в этом случае. При этом не отрицаются дидактические практики, которые за счет внешнего воздействия усиливают учебную мотивацию, но указывается, что в образовательных реалиях ситуация предстает в наиболее гармоничном виде тогда, когда содержание образовательного процесса не так строго закреплено, становится гибким и само во многом зависит от интересов и мотивации человека. Заключение. Внутренняя мотивация учащегося в отношении содержания и форм учебно-воспитательной работы определяет успешность и целесообразность обучения. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с анализом мотивации как области ценностного выбора человека, направленного на интерес к образовательной деятельности.
DOI: 10.15372/PHE20230405 EDN: QBNERR
|