Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.21.247.253
    [SESS_TIME] => 1715770889
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => f1b64bcba6fcd4cc9dbd06163a13afbc
    [UNIQUE_KEY] => 6e07ddd1bbc3db0ba3edc992143a3ce4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 4

Принцип понимания онтологии человека в пространстве отношений

Л.Б. Вертгейм1,2
1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
levvertgeim@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология человека, бытие, отношение, время, смысл, образование
Страницы: 119-134

Аннотация

Введение. 2023-й год и наступающий 2024-й ознаменованы двумя яркими юбилеями: 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского и 300-летие великого философа Иммануила Канта. Эти события побуждают нас обратиться к идеям, связанным с проблемой онтологии человека, в том числе в пространстве образования. Методология. Обсуждение таких доминант, как «онтология человека» и «сущность человека», потребовало предварительного анализа общих проблем онтологии, возможных способов бытия человека, а также рассмотрения философских концепций в рамках понимания категории «отношение» при изучении научной литературы с использованием методологии исторического и сравнительного анализа. Обсуждение развития идей о сущности и бытии человека начинается с древнегреческих философов, в частности отмечается, что разделение Платоном бытия на материальное и идеальное тесно связано с господствующим в Античности пониманием времени как изменения. Из понимания времени как отношения производится альтернативное деление бытия на «отдельное бытие» и «бытие-в-отношении», где вместо мира идей и мира материи на первый план выступает «пространство отношений», в котором развертывается подлинное бытие человека. Показаны приложения этого принципа к проблемам образования и воспитания. Рассмотрены некоторые близкие идеи в мировой и отечественной философской литературе. Отмечая жизненную важность построения человеком философских концепций о самом себе, своей природе и сущности, мы выдвигаем версию понимания бытия человека как бытия в пространстве отношений, что значимо для отношения педагога к информации, и как следствие, к невозможности замены педагога-человека педагогом-роботом. Заключение. Понимание онтологии человека в пространстве отношений связывается с интерпретацией счастья как «свободного, излюбленного, духовного труда» (К. Д. Ушинский), а также благодарности и любви как высшего проявления бытия в отношении.

DOI: 10.15372/PHE20230408
EDN: VITLEO