Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Геология и геофизика

2015 год, номер 8

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНВЕРСИЯ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КАРОТАЖА В ПРОЦЕССЕ БУРЕНИЯ И ШАБЛОНИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ СКВАЖИН

"М.И. Эпов1,2, В.Н. Глинских1,2, К.В. Сухорукова1,2, М.Н. Никитенко3, В.Н. Еремин3"
"1Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2, Россия
EpovMI@ipgg.sbras.ru
2Новосибирский государственный университет
3Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, 630090, Новосибирск, просп. Академика Коптюга, 3, Россия"
Ключевые слова: Электромагнитные каротажные зондирования, каротаж в процессе бурения, геонавигация, геоэлектрическая модель, удельное электрическое сопротивление, Electromagnetic logging, logging while drilling, geosteering, resistivity, resistivity model
Страницы: 1520-1529
Подраздел: ГЕОФИЗИКА

Аннотация

Показаны примеры использования интерпретационной базы высокочастотных электромагнитных зондирований применительно к задачам каротажа на разных этапах строительства нефтегазовых скважин. С помощью электромагнитного каротажа в процессе шаблонирования вертикальных скважин решаются задачи расчленения геологического разреза и определения пространственного распределения удельного электрического сопротивления. Полученная геоэлектрическая модель изучаемого объекта является достоверной априорной информацией для последующей геонавигации при проводке наклонных и горизонтальных стволов. На основе алгоритмов численного анализа электромагнитных полей в слоисто-однородных средах создан комплекс программ обработки и количественной интерпретации данных электромагнитного каротажа в процессе шаблонирования и бурения. Комплекс позволяет в масштабе реального времени достоверно определять геоэлектрические параметры флюидонасыщенных пластов-коллекторов, вскрытых скважинами сложной траектории, и оценивать их погрешности с учетом фактических метрологических характеристик.

DOI: 10.15372/GiG20150809