Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 3

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Пугачёв
"Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
aleksandrpugachev67@mail.ru"
Ключевые слова: правосознание, мировоззрение, норма права, механизм правового регулирования, legal awareness, worldviews, rule of law, mechanism of legal regulation
Страницы: 45-53
Подраздел: ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

В статье рассматривается один из базовых для правового государства социальных феноменов - правосознание, отражающее доминирующие в социуме мировоззренческие позиции. Устойчивая связь мировоззрения и правосознания признается большинством исследователей в области философии, социологии и правоведения. При этом именно мировоззрение и основанная на нем идеология определяют содержание правосознания, особенно на его массовом уровне. В российском социуме острая дискуссия между «западниками» и «почвенниками» не утрачивает своей актуальности в течение длительного времени. Острота этой дискуссии, безусловно, нашла свое отражение как на массовом, так и на групповых уровнях. Для одних социальных групп более приемлема либерально-западническая мировоззренческая позиция, для которой характерно правосознание, основанное на приоритете естественных прав, и которая предполагает отношение к закону, схожее с отношением к нему представителей западной цивилизации. Для другой социальной группы более приемлема почвенническая мировоззренческая позиция, для которой характерно ставить на первое место справедливость и мораль и с этой точки зрения оценивать закон, оставляя за собой право выбора - исполнять или не исполнять нормативные предписания. Анализ публикаций в области философии образования, связанных с вопросами права, позволил автору сделать следующий вывод: либо нормы права сознательно не включаются учеными в число значимых аспектов осмысления проблем отечественного образования (что характерно для «почвенников»), либо нормы права, регулирующие отношения в сфере образования, воспринимаются исследователями как объективное условие развития образования (что характерно для «западников»). Таким образом, в приведенных двух подходах механизм формирования нормы права, которая по определению должна формироваться исходя из социального заказа, фактически игнорируется.

DOI: 10.15372/PHE20160305