Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых

2019 год, номер 3

ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ДЕФОРМИРОВАНИЯ ПРИБОРТОВОГО МАССИВА КАРЬЕРА С КРУТОПАДАЮЩЕЙ СЛОИСТОСТЬЮ горных пород

С.В. Цирель, А.А. Павлович, Н.Я. Мельников, Б.Ю. Зуев
"Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия
Pavlovich_aa@pers.spmi.ru"
Ключевые слова: Слоистость, борт карьера, физическое моделирование, эквивалентные материалы, коэффициент запаса, механизм разрушения, смещение, Bedding, pit slope, physical modeling, equivalent materials, safety factors, failure mechanism, displacement
Страницы: 22-30

Аннотация

Приведены результаты физического моделирования бортов глубоких карьеров с использованием эквивалентных материалов. Выполнены поверочные расчеты методом предельного равновесия. Определены смещения в модели и рассчитаны коэффициенты запаса устойчивости откосов на всех этапах моделирования. Проанализирован характер деформирования и разрушения откосов от первых проявлений деформирования до полной потери устойчивости при различных прочностных показателях контактов слоев. Установлено, что механизм разрушения бортов с крутым падением слоев в массив определяется сдвиговой прочностью по контактам горных пород. При прочностных свойствах контактов, близких к прочностным свойствам массива, деформирование борта происходит по плавной криволинейной поверхности скольжения по механизму, близкому к изотропному откосу. При наличии контактов со сдвиговыми характеристиками, резко отличающимися в меньшую сторону от прочностных свойств массива, деформирование борта происходит путем изгиба с последующим опрокидыванием. При промежуточном варианте наиболее вероятен механизм разрушения, сочетающий изгибы слоев с их дальнейшим срезом по криволинейной поверхности.

DOI: 10.15372/FTPRPI20190303